Информация о том, что Ставрополье в числе регионов-лидеров в России по показателям развития малого и среднего предпринимательства [МСП], то и дело появляется в СМИ. Да и высокие гости, заезжающие в наш край, редко обходятся без дифирамбов по этому поводу. Однако после знакомства с рейтингом Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в соответствии с которым мы на 5-м месте среди 83 субъектов РФ, начинают одолевать серьезные сомнения.
“СБ” провел опрос среди экспертов, не понаслышке знающих, чем и как живет местный деловой человек. Сразу оговоримся, что речь идет об исследованиях НИСИПП трехлетней давности, то есть в 2010, посткризисном году. Несколько смущают и критерии, по которым проводилась оценка. В набор показателей для вычисления индекса развития малого предпринимательства институт включил количество малых предприятий на 100 тыс. человек населения, долю занятых здесь в общей численности работающих, производительность труда и объем инвестиций в основной капитал.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты СК Борис Оболенец уверен, что без рейтингов и исследований не обойтись, другой вопрос в том, кто и для чего их проводит, на основании каких критериев. Ведь можно дойти до абсурда и оценивать благоприятность климата для развития МСП по количеству солнечных дней в году. Исторически сложилось так, что народ наш более предприимчивый, чем в других местах, но оценивать ситуацию, ставя край в один ряд с регионами, где малого бизнеса практически нет, неправильно. Поэтому громогласные заявления о том, как все хорошо, когда люди видят обратную картину, вызывают лишь негативную реакцию.
Хорошо бы, считает Борис Оболенец, сравнить Ставрополье с Ростовской областью или Краснодарским краем. Это не утешит самолюбие наших властей, но тогда все встанет на свои места. К примеру, будет понятно, что после снижения налогового бремени в период кризиса ничего хорошего для местного предпринимательства в таких масштабах больше не случалось. А после двукратного увеличения отчислений в социальные фонды для ИП в начале этого года сведены на нет и все усилия по выводу малого бизнеса из тени.
Как отмечает председатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРа России” Павле Мрвалевич, юг России всегда отличался повышенной предпринимательской активностью. А отсутствие крупных производств привело к развитию сфер торговли, оказания услуг и малых производств. В крае на сегодня 109 тыс. субъектов МСП, но говорить, что общая картина абсолютно благостная, при таком количестве проблем нельзя.Павле Мрвалевич выделил несколько главных направлений, ситуация по которым близка к патовой. Но коротко остановимся на тех, о которых не принято говорить с телеэкранов. Наш край сельскохозяйственный, но, что касается внешнеторговой деятельности, ставропольские КФХ и СХП фактически не являются ее участниками. Здесь задают тон посредники, и, как результат, идет отмирание связей с бывшими республиками СССР, сужение рынка торговли зерном и другой сельхозпродукцией. Недостает прозрачности внешнеторговых операций, их ценовой привлекательности, что не позволяет легализовать часть зернового рынка края. И еще один весьма печальный момент. В крае практикуется своеобразный подход к формированию бюджетов городов и районов: если есть дефицит бюджета, принято сразу поднимать какой-то коэффициент или параметр для увеличения местных налогов и сборов.
Как считает управляющий партнер южного филиала компании “Финансовый и организационный консалтинг” [ФОК-ЮГ] Александр Панин, параметры, по которым проводятся те или иные исследования, могут быть разными. И поэтому их результаты порой видятся словно через кривое зеркало. Активность предпринимательства на юге страны всегда была высокой, но нужно обращать внимание не на количество малых предприятий, а, например, на то, сколько их закрылось за последние два года. Очевидно, что МСП на Ставрополье не получает нормального развития. Его даже не вовлекают в реализацию крупных инвестпроектов, как это происходит в других регионах, где его представители успешно решают, например, логистические задачи. Откровенно говоря, малый и средний бизнес не в чести сегодня ни у краевых, ни у федеральных властей. Хотя ими и декларируются многочисленные меры по его поддержке, осуществляются они, по мнению Александра Панина, крайне плохо и неэффективно. Отрицательно сказывается на ситуации и частая смена высшей региональной власти.
Директор Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае Людмила Брехина как никто знает, насколько обделены представители малого и среднего бизнеса в плане финансовой поддержки. Ни один крупный коммерческий банк не выдаст “малышу” кредит на приемлемых условиях, поэтому многие берут заемные средства под немыслимые проценты. Они вынуждены это делать, потому что уже устали ходить по инстанциям и банкам, устали от постоянных отказов. И пока представители федеральной власти только грозят пальчиком в сторону вполне довольных жизнью банкиров, изменить ситуацию не сможет никто.
Индивидуальный предприниматель Семен Гандылян — один из тех бизнесменов, которым сегодня в крае действительно гордятся. В этом году он стал обладателем главной бизнес-премии региона “Золотой Меркурий”, его мебельная фабрика признана лучшим предприятием-экспортером в промышленном секторе. А ведь еще совсем недавно, по словам собеседника “СБ”, о нем в Ставрополе никто толком даже не знал, при том что начало мебельному производству было положено в 2000 году. С тех пор предприниматель в одиночку боролся с многочисленными административными барьерами. Никто уже не говорит о какой-то поддержке, но если бы Гандыляну просто не мешали, он мог бы уже запустить новый мебельный комплекс, создать 300 дополнительных рабочих мест. Этот предприниматель спокойно может открыть дело в другом регионе или стране, но продолжает работать здесь. А у наших властей есть возможность козырять успехами МСП, даже ничего для него не делая.
Гендиректор Консалтинговой компании BIS [БИС] Светлана Феслер видит ситуацию с позитивной стороны. По ее мнению, уровень профессиональной подготовки руководителей ставропольских малых предприятий довольно высок. Им вполне хватает теоретических знаний в вопросах формирования бизнес-процессов, применения маркетинговых ходов, современных технологий, но часто эти знания носят бессистемный характер. Предпринимательство имеет очень хороший потенциал, но его необходимо направить в правильное русло, научить работать более эффективно. Светлана Феслер, сама представитель МСП, твердо уверена в его необходимости в качестве элемента рыночной экономики. Но только своими силами бизнесу не справиться.
Конечно, в последнее время для развития предпринимательства делается немало. Директор ООО НПФ “Здоровое Питание” Наталья Оботурова отмечает, что на Ставрополье складывается устойчивая тенденция создания благоприятного инновационного климата. В последние годы появились бизнес-инкубатор, фонд микрофинансирования, гарантийный и венчурный фонды. Благодаря краевому технологическому бизнес-центру создается все больше инновационно ориентированных предприятий. Но для развития малого и среднего бизнеса на Ставрополье, по мнению Натальи Оботуровой, необходимо расширять линейку финансовых стимулов. Это касается налоговых и таможенных льгот, доступа к льготному финансированию, льгот по аренде земли, государственных гарантий. Также край нуждается в создании эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами.
Как резюмирует Павле Мрвалевич, в первую очередь необходимо изменение сложившейся в крае ментальности, а она такова, что бизнесу здесь делать нечего. Это приводит к значительному снижению мотивации и престижа предпринимательской деятельности, оттоку среднего класса, переводящего бизнес в соседние регионы. А при этом неважно, на какое место ставят наш край рейтинги.