Владимир Буев - вице-президент
Национального института
системных исследований
проблем предпринимательства (НИСИПП)
25 октября ГосДума приняла в третьем чтении и отправила в Совет Федерации поправки в закон «О бухгалтерском учете». Небольшие и в общем-то не имеющие большого смысла изменения «пылились» на столах депутатов нижней палаты без малого год (до поисковой системы Думы тлен добраться не успел).
Что изменилось по сути? В целом — просто уточнилась формулировка. Раньше бухучет мог не вести «индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством» (то есть однозначно тот, кто был на «упрощенке», и далее — «туман», вычисляемый по косвенным признаком как «вмененка»). Сейчас это — «индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности» (то есть уже чётко прописаны не только «упрощенцы», но и применяющие вмененную систему налогообложения, которая с 1 января текущего года стала добровольной).
Официальные СМИ радостно сообщили: «Проект закона предоставляет субъектам малого предпринимательства и отдельным формам некоммерческих организаций право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом устанавливается, что упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности применяется малыми предприятиями вне зависимости от осуществляемых ими видов деятельности» (1).
Однако, «право» на «упрощенные способы ведения» бухучёта субъекты малого предпринимательства наряду со «сколковцами» формально имели и раньше. Просто статья, о которой идёт речь в данном случае, была изложена в другой формулировке, а по сути же — к уже имеющимся «льготникам» добавились некоммерческие организации (за многочисленными изъятиями). Никаких «предоставлений» малому бизнесу чего-то дополнительного к тому, что у него уже и так по закону «было», не произошло. В прежнем формулировке закона речь, как и в нынешней, идет о субъектах малого предпринимательства как таковых. Где комментаторы увидели «установление» о применении упрощенной отчетности малыми предприятиями «вне зависимости» от видов деятельности, не вполне понятно.
А измененную по факту форму тут же распиарили как очередное упрощение жизни малому бизнесу. По сути же с начала этого года произошло прямо противоположное: введена обязанность по ведению бухучета в полном объеме для малых предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения (ранее у них такого, разумеется, не было). Там, где обязателен учет, становится обязательной и отчетность, иначе бессмысленен и сам «обязательный учет». И чтобы сдать отчетность в конце текущего года, «упрощенцам» придётся теперь восстанавливать учёт как минимум за два предыдущих.
Мой знакомый из Фейсбука, ранее предприниматель, которому пришлось из бизнеса выбыть, так откомментировал очередное «упрощение»: « «Перебирал бумаги по своей мастерской, открытой в 1989 году. В 1991 году квартальная отчетность умещалась на 4 стр. — баланс, 2 стр. — сведения о з/плате, 1 стр. — налоговые отчисления, потом началась кампания по упрощению и сокращению отчетности… Логично ожидать обратного эффекта и от нынешнего нововведения».