текст
Олег КОНЮХОВ
Сложная экономическая ситуация обострила противоречия в российском истеблишменте
Раскол отечественной элиты стал в последнее время общим местом в статьях политологов и материалах проводимых ими круглых столов.
Разумеется, первопричиной стала ухудшившаяся экономическая ситуация. Как заявляет ряд экспертов, внутри элиты происходят негативные процессы, потому что размеры ресурсной ренты по отношению к масштабам всей российской экономики снижаются. Это видно по динамике экспорта: в процентах к ВВП он снижается, и уже вносит нулевой или отрицательный вклад. Кроме того, большие потери несет финансовый сектор, в том числе
Причем, тревогу бьют не только независимые эксперты, но и члены правительства, достаточно аполитичные представители финансового сектора и проправительственные аналитики.
Так, министр финансов Антон Силуанов в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявил журналистам: "По нашему мнению, повышать зарплаты без сокращения численности, без сокращения социальных льгот просто невозможно. Это неправильно". И речь, между прочим, идет об опоре власти – госслужащих.
Более того, глава Минфина отметил, что госслужащими можно было бы признать сотрудников соответствующих государственных органов начиная с уровня заместителя начальника отдела: "Нужно смотреть на категории государственных гражданских служащих, потому что у нас полно "специалистов", которые носят бумажки просто и не являются госслужащими по сути".
Проще говоря, Минфин предлагает вывести из категории госслужащих и перевести на срочные контракты секретарей, архивариусов, делопроизводителей, системных администраторов, бухгалтеров и прочий "вспомогательный персонал". А ведь это – основа вертикали власти. И вот их предлагается вывести из самой заманчивой в нашей стране социальной группы – госслужащих. И это не просто потеря статуса, но и потеря права на соответствующее социальное обеспечение.
Конечно, людей, которые могут стать жертвами предложений Силуанова, нельзя отнести к элите. Но именно на этих людях наша чиновничья элита держится. Бюрократическая пирамида повиснет в воздухе, и в Минфине не могут этого не понимать.
Однако есть причины, заставляющие Силуанова делать именно такие заявления. Сегодня уволить госслужащих практически невозможно. С ними заключают бессрочные договоры, лишиться работы сотрудник может разве что за злостные нарушения, а также при ликвидации подразделения или реорганизации ведомства. Между тем, сейчас уже ясно, что удовлетворять аппетиты чиновничьей армии государство не в силах.
Однако противоречия внутри бюрократического аппарата – не самые важные. Мы уже говорили о том, что в основе всего лежит резко тормозящая экономика.
Отвечая на вопрос о том, какое событие первого полугодия 2013 года больше всего повлияло на состояние бизнеса в России, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Александр Чепуренко очень точно заметил: "Не событие, а ощущение надвигающейся катастрофы, которое генерируют действия властей и которое разлито в воздухе... В такой ситуации только слепой и глухой будет заниматься бизнесом, создавать рабочие места, планировать инвестиции".
Каждый
Деятели партии "Единая Россия" могут назвать другие причины, не имеющие отношения к власти, которую они представляют в парламенте. Но ощущение, точно определенное Александром Чепуренко, есть и у них.
Свою оценку ситуации дал и глава Конституционного суда Валерий Зорькин: "Конституция – это формализованный общественный договор о принципах государственного и общественного устройства, базой которого должен быть реальный общественный договор между основными социальными слоями и группами нашего общества. Однако проблема в том, что в условиях расколотого общества у нас нет той основы, на которой только и возможен реальный общественный договор, формирующий то, что называют "фактической Конституцией". Такой основой является надлежащий уровень общественного согласия, которого всем нам сейчас так явно не хватает".
Это означает, что раскол элит проходит не только по линии экономики. Речь идет уже о политике. И, если рассуждения Зорькина переложить на язык независимых экспертов, то можно сказать, что Кремлю пока не удалось найти новую повестку дня, консолидирующую лояльность элит и населения. Лозунг "сохраним стабильность" имеет ограниченный эффект, "антизападничество" и "традиционные ценности" в качестве знамен новой эпохи пока также воспринимаются с некоторой настороженностью.
Очевидно, что борьба между разными частями российской элиты будет только нарастать, причем, во всех сферах. И исход этой борьбы сейчас предсказать невозможно.