Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Новые инструменты поддержки МСП в 2013 году»: гранты пострадавшим от наводнения предпринимателям. "Бизнес-Журнал"

Страшное наводнение в Краснодарском крае произошло 6-7 июля прошлого года. Постарадало тогда свыше 34 тысяч человек, погибло более 170. Основная часть пострадавших и погибших — в Крымске.

Среди других пунктов президентского Указа от 17 июля 2012 г. N 1015 министерству экономического развития (вместе с длинным перечнем прочих федеральных органов власти и региональных администраций), предписывающего реализацию реабилитационных и компенсационных мер для пострадавшего населения, указывалось: «обеспечить в рамках федеральной и региональной программ поддержки малого и среднего предпринимательства предоставление субсидий на компенсацию затрат предпринимателям, пострадавшим от наводнения 6-7 июля 2012 г. в сумме 360 млн. рублей, в том числе на предоставление грантов в сумме не менее 200 млн. рублей, и компенсацию затрат по договорам лизинга в сумме 110 млн. рублей«.

Минэкономразвития России довольно быстро, отнюдь не по сложившимся бюрократическим канонам (возможно, скорость объяснялась чрезвычайностью и исключительностью ситуации, а также тем, что пункты президентского указа в части МСП готовило само экономическое министерство, было время набрать «инерционное ускорение»), внесло в правительство проект решения о выдаче субсидий и грантов для пострадавшего от природной стихии малого и среднего бизнеса (на возобновление предпринимательской деятельности). Беда коснулась прежде всего предпринимателей Крымска, в значительно меньшей мере – Новороссийска и Геленджика.

В целом на первом этапе государством было одобрено выделение в регион средств почти на полмиллиарда рублей: 265 млн. из федерального и 112 млн из краевого (плюс дополнительно 110 млн. – на компенсацию затрат при приобретении транспорта и оборудования в лизинг). Сайт Единой России привел забавные расчеты, до сих пор не исправленные (что, впрочем, может свидетельствовать о том, как часто он «прочитывается» «заинтересованными читателями»: «Планируется выделить 287 млн. рублей из федерального и краевого бюджета. 377 млн. из этой суммы будет предназначено на субсидии и гранты, 110 млн. на компенсацию затрат по договорам лизинга… Замминистра [Владимир Симоненко] уточнил, что речь идет пока о 1640 заявлениях. Выделенную сумму планируется поделить поровну среди всех предпринимателей, которые подали заявки».

Основная часть – гранты (субсидии), безвозвратные и безвозмездные деньги. Окончательный список получателей, по официальным сообщениям, был утвержден 21 августа: из поданных 1800 заявок одобрено было по одним данным 1626, по другим – 1638, по третьим – 1640 (собственно говоря, ничего странного в «плавающем» значении цифры нет). Если исходить из численности населения Крымска за 2010 год, то каждый тридцать пятый житель города возобновил свою предпринимательскую деятельность, использовав средства государственного бюджета.

Уже 20 августа, по сообщениям замдиректора профильного департамента Минэкономразвития Андрея Медведева, «первые платежи пошли». По оценкам главного экономического ведомства страны, средний размер субсидии должен был составить примерно 240 тыс. рублей (максимально возможный — 300 тыс. «в одни руки»). Но «многие предприниматели просят меньшие суммы – 50-70 тысяч рублей, так как за них предусмотрена достаточно строгая ответственность», – рассказывал тогда журналистам министр экономического развития Андрей Белоусов. Цели субсидий – покупка оборудования, сырья, товаров, ремонт помещений. Ограничения на субсидии распространялись на бизнесы, связанные с производством и реализацией подакцизных товаров (алкоголь, табак). Получить можно было сразу оба вида поддержки (гранты + компенсации по лизингу).

4 апреля 2013 года состоялось совещание с предпринимателями Крымского района, организатором которой выступила Крымская ТПП. Тема: «Программы субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы». По словам заместителя начальника по развитию малого и среднего предпринимательства регионального министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Г.Г.Новикова, в 2013 году предприниматели Крымского района будут участвовать в программе на общих условиях с остальными районами Краснодарского края. Он также напомнил присутствующим, чтобы предприниматели, получившие субсидии в 2012 году, предоставляли отчеты по субсидиям в предусмотренные сроки. Летом прошлого года замминистра экономического развития Владимир Симоненко декларировал, что в течение 60 дней с момента получения денег предприниматель обязан будет отчитаться о том, что они потрачены, а через 90 – предоставить бухотчетность, каким образом они потрачены. То есть отчеты в органы власти по использованию средств на 4 апреля предоставлены еще не были, а общие для всех условия получения грантов на текущий год продекларированы.

Относительно свежие официальные «материалы», направленные главным экономическим ведомством страны к заседанию одной из правительственных комиссий, отнесли поддержку пострадавшего бизнеса на российском юге к «новым инструментам поддержки МСП в 2013 году». «Материалы» готовились к 10 апреля (не один день и, возможно, даже не неделю), но при несданной отчетности по субсидиям (грантам) оказалась измеренной их «наибольшая эффективность» и «новая инструментальность»:

«Опыт прошлого года (наводнение в г. Крымске Краснодарского края) показал необходимость введения таких мероприятий как поддержка предпринимателей, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Наиболее эффективными мерами поддержки в таких ситуациях оказались прямые выплаты – гранты на возобновление предпринимательской деятельности и предоставление микрозаймов на льготных условиях (практически с нулевой ставкой процента). Данные мероприятия включены в Программу 2013 года…»

Нет прозрачности и публичности в расходовании средств – в этом одна из основных проблем. Потрубили – раздали – результат неизвестен (кроме «госоценок» со стороны тех же, кто «раздаёт»: мол, эффективно). Фактических публичных данных (кому конкретно, сколько, что получилось) нет. На сайте Минэкономразвития (раздел «Малый бизнес») такой информации найти при всем желании не удалось. Сайт smb.gov.ru в период подготовки настоящей статьи не работал, не работает и сейчас. Раздел «Малый и средний бизнес» на сайте администрации Крымского района такой информации тоже не предоставляет.

Предприниматели – народ рисковый и сообразительный во всех смыслах. На то они и предприниматели, чтобы придумывать новое и рисковать. Ну а те из них, кому удаётся в индивидуальном порядке договориться с чиновниками или из кого чиновники сделали «предпринимателей», свои способность к риску и сообразительность (если нет открытости и транспарентности) не преминут монетизировать совсем не так, как предписывают им государственные планы и программы «поддержки». Тем более, когда это касается тех «программ», у которых собственного предмета нет или он размыт до невозможности его идентифицировать.

Кстати, в самом Крымске уже нашлись «монетизанты» (плохо, что нашлись, но хорошо, что не среди предпринимателей), с помощью различных махинаций получавших компенсации за якобы утраченное или поврежденное имущество. Уголовные дела, суды.

Что же касается предпринимателей, то когда деньги дармовые, а прозрачности нет, то и тут «монетизанты» (или «монетизаторы») наверняка найдутся. Вот пример, не имеющий отношения к стихийному бедствию на юге России, но имеющий отношение к программам «поддержки» МСП. Есть такой регион, который в административно-бюрократической среде много лет считался одним из самых образцовых и передовых «поддержантов» сектора – Ленинградская область. Как раз в марте с.г. (период завершения в Минэкономразвития России процедуры распределения 18-ти миллиардных субсидий в региональные бюджеты по направлению «поддержка малого и среднего предпринимательство») из Ленинградской области пришла малоприятная новость: прокуратура обнаружила, мягко говоря, нецелевое использование предыдущих «распределений». В разных районах области регистрировались «бизнесы», получавшие от 100 до 300 тысяч рублей каждый (в качестве безвозмездных и безвозвратных грантов/субсидий на открытие и развитие собственного дела). Но функционировать, как выявила прокуратура, никто из них не собирался, деятельность даже не начиналась.

…Риторический вопрос: в 2014 году выделение грантов как нового инструмента и эффективной меры по возобновлению предпринимательской деятельности опять продолжится?

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости