Обсуждается возможность создания мегарегулятора из ведомств, к которым у бизнеса есть претензии. ФАС отличается избыточным регулированием, а ФСТ не защищает потребителей услуг естественных монополий
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может объединиться с Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Эту идею сейчас обсуждают в правительстве, сообщил сегодня глава ФАС Игорь Артемьев. «Это соответствует стратегии правительства по созданию укрупненных регуляторов. Есть поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова рассмотреть этот вопрос, но это не значит, что этот вопрос уже решен», — цитирует главу ФАС РИА «Новости».
Артемьев заявил, что ФАС объединение поддерживает. В ФСТ еще не определились, сообщили BFM.ru в пресс-службе ведомства, указав лишь, что выступают «за оптимизацию и дальнейшее совершенствование механизмов государственного регулирования естественных монополий и инфраструктурного сектора».
«На совещаниях у первого вице-премьера [Игоря Шувалова — BFM.ru] озвучивались различные инициативы и предложения, и была рекомендация провести ряд экспертных обсуждений, в том числе на площадке открытого правительства. Окончательная позиция по данному вопросу не сформирована, в том числе и в экспертном сообществе», — сообщили BFM.ru в ФСТ.
Объединение ФАС и ФСТ может привести к появлению второго мегарегулятора на российском рынке. Первый — финансовый мегарегулятор — создается в настоящее время путем слияния Центробанка и Федеральной службы по финансовым рынкам. Процесс займет полтора-два года, сообщил в декабре 2012 года министр финансов РФ Антон Силуанов. ФСФР будет включен в систему Банка России, уточнил он.
Не дать волкам съесть овец
В бизнес-сообществе сейчас существуют претензии и к ФАС, и к Федеральной службе по тарифам. ФАС в России согласовывает ежегодно более 3,5 тысячи сделок в рамках антимонопольного контроля за экономической концентрацией, в то время как в развитых странах объем согласования в 10 раз меньше, говорит BFM.ru сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка.
К ФСТ другие претензии: нет баланса интересов между монополиями и потребителями их услуг — малым и средним бизнесом, а также населением. Пока ведомство защищает интересы монополий, считает Галушка.
«При существующем подходе к регулированию установление такого баланса — это то же самое, что поиск баланса между интересами волков и овец. Из года в год стоит вопрос, сколько овец в этом году могут съесть волки. Вопрос должен ставиться о снятии асимметрии отношений и о защите слабых, то есть потребителей», — говорит он BFM.ru.
ФАС сейчас, напомним, пытается упростить практику антимонопольного контроля. Такая задача значится в «дорожной карте» по развитию конкуренции и антимонопольной политики, которая была подписана премьером Дмитрием Медведевым в конце декабря 2012 года. Через пять лет более 51% предпринимателей должны считать, что конкурентная среда в России улучшилась. Сейчас таких менее четверти.
Новый мегарегулятор фактически должен будет работать над реализацией «дорожной карты» и избавляться от основных претензий, которые предприниматели предъявляют и ФАС, и ФТС, рассчитывают в «Деловой России». «В целом, такое объединение имеет под собой рациональные основания, если акцентом в регулировании станет защита потребителей услуг естественных монополий и снятие проблем асимметрии интересов. Очень важно, чтобы с этим объединением стало разгружено антимонопольное регулирование, потому что сегодня в целом ряде случаев оно является избыточным. Важно, чтобы мы не в частностях тонули, а в комплексе рассматривали это объединение», — говорит Галушка.
«Когда структура большая, она становится плохо управляемой»
Возможно, что с созданием нового мегарегулятора бизнес будет избавлен от необходимости сталкиваться с межведомственными противоречиями, но при этом новая структура может стать плохо управляемой, а первое время мегарегулятор будет давать сбои, не исключает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.
«Близкие функции сосредотачиваются в одном органе, и у этого органа один начальник. Нет тех противоречий ведомственных, которые могут отражаться на предпринимателях, если позиции у ведомств различные. Но когда структура большая, она становится плохо управляемой, бюрократичной. ФАС за последние годы выстроила достаточно эффективную систему внутри, и внешние взаимоотношения с бизнесом тоже достаточно эффективно осуществляются. ФСТ я бы так не оценил. Кроме того, первое время, когда ведомство будет только формироваться, административные процессы начнут давать сбои. Здесь тоже могут быть проблемы и у бизнеса», — говорит он BFM.ru.