Исследование «Опоры России»: малому бизнесу не хватает квалифицированных сотрудников, и мешают высокие налоги
Нехватка квалифицированных специалистов, недоступность финансовых ресурсов и высокая налоговая нагрузка будут и дальше сдерживать предпринимательскую активность россиян. К такому выводу пришли авторы массового опроса предпринимателей «Индекс Опоры — 2012», проведенного «Опорой России» совместно с Евразийским институтом конкурентоспособности.
В опросе «Опоры России» приняли участие более шести тысяч собственников и руководителей малых и средних предприятий из 40 регионов страны. Примечательно, что большинство представителей небольших обрабатывающих производств (74%) оценили нынешнее положение дел в своих компаниях как хорошее. Отрицательную оценку состоянию своего бизнеса дали 19% бизнесменов. 2% малых предприятий, судя по результатам опроса, находятся на грани банкротства. Более безнадежным представителям действующего бизнеса представляется сегодня только положение новичков. Больше половины опрошенных (62%) считают, что начать новый бизнес сейчас практически невозможно.
Основными препятствиями для развития небольших компаний, судя по ответам предпринимателей, является нехватка на рынке труда «персонала требуемой квалификации» — эту проблему в качестве одной из самых серьезных назвали 47% малых и средних компаний. Больше половины руководителей обрабатывающих производств говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно (40%), либо практически невозможно (28%). «Даже с поиском персонала для непроизводственных подразделений у четверти компаний возникают значительные трудности»,— заявил вице-президент Сбербанка России, председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов. Как он рассказал «Деловой среде», сложности с подбором персонала занимали первую строчку в списке проблем малого бизнеса и в опросе 2011 года. «Тогда их в качестве основного барьера назвали 42% респондентов. Это исследование показывает, что степень кадрового голода резко увеличивается»,— отметил Борисов.
Второе и третье место в рейтинге барьеров занимает высокий уровень налогов (36%). В прошлогоднем исследовании такая проблема в списке вообще не значилась. В посткризисном 2011-м предпринимателей больше волновало падение спроса — 33% респондентов тогда связывали риски именно с этим фактором, сейчас это беспокоит только 18% опрошенных.
Сократилось и количество респондентов, заметивших, что развитие небольших компаний сдерживает коррупция. В прошлом году на это обращали внимание 13% руководителей предприятий, сейчас — только 8%. Сегодня в общей сложности 35% предпринимателей заявляют, что уровень коррупции «достаточно высокий, и коррупция — обременительная для бизнеса». Еще 25% признают существование коррупции, но не расценивают ее как барьер для бизнеса. «Расходы на незаконные выплаты для многих предпринимателей не влияют на конкурентоспособность отдельно взятой компании на внутреннем рынке, так как все существуют в примерно равных условиях. В результате коррупция, как и административные барьеры, принимается как данность, а незаконные выплаты уже давно стали статьями издержек для многих компаний»,— отмечают авторы исследования. На этом фоне повышение законных выплат приводит к всплеску открытого недовольства. «Увеличение социальных выплат практически весь бизнес воспринимает как дополнительный налог, никто не воспринимает взносы, например, в Пенсионный фонд, как социальный платеж. Мы слышим много жалоб по поводу увеличения этих выплат»,— заявил «Деловой среде» вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
В 2011-м предпринимателей больше волновало падение спроса — 33% респондентов тогда связывали риски именно с этим фактором, сейчас это беспокоит только 18% опрошенных
По словам партнера компании «Налоговик» Сергея Варламова, за два последних года дополнительная налоговая нагрузка на бизнес действительно серьезно возросла. «В 2010 году общий тариф взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования составлял 26%, а сегодня это 32%. Кроме того, если тогда сумма выплат за год одному работнику превышала установленный лимит, то взносы больше не начислялись, а в 2012 году и с этих денег нужно доплатить еще по 10% взносов»,— рассказал господин Варламов.
Сдерживает развитие бизнеса и низкая доступность финансовых ресурсов — этот барьер выделили 22% респондентов. В прошлом году трудности с привлечением заемных средств испытывала треть малых предприятий. Российские малые предприятия, в отличие от своих западных коллег, по-прежнему предпочитают собирать средства по друзьям и родственникам, а не занимать в банке. По данным «Опоры России», для 48% небольших компаний ставки по кредиту просто неподъемные. «Мы научились работать с этим сегментом бизнеса, предлагаем достаточно много продуктов для малых предприятий, но уровень процентных ставок просто отбрасывает нас назад. Сбербанк сам по себе не может просто взять и снизить ставки»,— признает начальник управления малого бизнеса Сбербанка России Андрей Петров.
Сергей Борисов тоже считает, что при условии сохранения текущей денежно-кредитной политики едва ли можно ожидать сокращения процентных ставок по займам для российских предприятий. «Нужно, чтобы государство сделало все возможное для сокращения ставок по кредитам. Главный регулятор — Центробанк должен задуматься о либерализации, а не ужесточении правил, даже если это влечет какие-то риски»,— считает господин Борисов. Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова утверждает, что для ее ведомства снижение процентной ставки — первостепенная задача. По ее данным, до трети средств региональных и федеральных программ поддержки бизнеса направляются на решение финансовых проблем предпринимателей: например, 4 млрд рублей из выделенных в этом году на поддержку бизнеса 19 млрд «предприниматели выбирают на лизинг».
По данным исследования «Опоры России», каждая четвертая из опрошенных компаний участвует в какой-нибудь программе поддержки предпринимательства, реализуемой региональными властями. И большинство компаний-участников ощущают пользу, которую им дает участие в программах. Однако 25% участников опроса заявляют, что администрация региона не уделяет никакого внимания развитию малого и среднего бизнеса, еще 27% респондентов считают, что «внимания уделяется мало». «Работа региональных и местных властей по вопросам развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства оценивается самим бизнесом очень сдержанно»,— утверждают исследователи предпринимательского климата.
«Меры не работают, потому что при той структуре стимулов, которая создается российской налоговой системой, развитие малого бизнеса практически ничего не значит для региональных бюджетов. Соответственно, политика регионов в отношении малого предпринимательства формируется по остаточному принципу»,— считает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, доктор экономических наук Александр Чепуренко. Кроме того, по его мнению, региональные программы, чтобы получить софинансирование из федерального бюджета, пишутся «под копирку». А территории все очень разные, как по ресурсам и возможностям, так и по структуре малого бизнеса, структуре экономики. «Получается, что всех „больных” безотносительно к реальному диагнозу лечат одними и теми же лекарствами».