Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проблемы малых предприятий – пути их решений. Журнал "Бизнес сервис"

«Проблемы малых предприятий – пути их решений» - практическая конференция с таким названием состоялась в конце прошлого года в Екатеринбурге.

В программе мероприятия стояло обсуждение широкого круга вопросов: проблемы и развитие предпринимательства в Свердловской области, теневая экономика в малом бизнесе, закон о малой приватизации и развитие банками программ кредитования малого бизнеса в условиях кризисных явлений в экономике страны.

Заинтересовавшись тем, действительно ли это конференция практическая, – будут ли названы пути решения проблем малых предприятий? – наш корреспондент отправился в столицу Урала.


Главная цель конференции - создание единого информационного пространства, где могли бы быть озвучены проблемы малого бизнеса и пути их решения. Какие же проблемы озвучивали докладчики в ходе конференции?

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ

В малом и среднем бизнесе мегаполиса (31,5 тысячи предприятий и свыше 40 тысяч ИП) занято более 340 тысяч человек. Фактически малый бизнес обеспечивает работой 48% активного населения города.

Вячеслав АРХАНГЕЛЬСКИЙ, главный специалист Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Екатеринбурга:

- Поддержка малого предпринимательства была поставлена на системную основу, и здесь мы видим несколько направлений развития. Одно из них – это продуманная и целенаправленная стратегия развития. В рамках стратегии развития города мы подготовили и реализуем стратегический проект развития малого производственного бизнеса и стратегический проект «Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг». Хочется подчеркнуть, что эти проекты рассчитаны на перспективу до 2015 года и с продолжением до 2020 года.

Приоритет отдается созданию инфраструктурных организаций, которые могли бы обслуживать предпринимателей: это и технопарки, и промпарки, и бизнес-инкубаторы, и техноцентры.

Но в кризисный период большое значение уделяется проектам поддержки предприятий: в этом году было обучено по спецпрограммам 50 женщин-предпринимателей и 60 начинающих бизнесменов, ведется подготовка и переподготовка специалистов для малых и средних производственных предприятий (за 9 месяцев 2009 года обучено 220 человек).

Хочу отметить, что в рамках реализации наших программ мы достаточно многого добились, создав тройную систему информационного обеспечения малых предприятий. Мало городов в России могут похвастаться хотя бы концепцией информационного обеспечения бизнеса. Мы в каждом районе города создали информационно-консультационные центры, установили сенсорные киоски с необходимой предпринимателю информацией, создан по инициативе самого бизнес-сообщества при финансовой поддержке городской администрации и активно раскручивается специализированный сайт «Деловая сеть малого бизнеса». Я всем рекомендую пользоваться активнее этим ресурсом, - посоветовал В. Архангельский.

Рассказал Вячеслав Николаевич и о таком актуальном направлении работы, как выделение земельных участков под строительство инфраструктуры для бизнеса. Главный из этих проектов – возведение блок-модулей для малых и средних производственных предприятий на 6,5 га земли в районе Новосвердловской ТЭЦ. Сегодня уже в течение второго года проводятся проектные работы и заканчиваются проекты энерго-водоснабжения, инженерных сетей данного участка. По словам В. Архангельского, город фактически передаст эту площадку под строительство предпринимателям, подготовив всю инфраструктуру в комплексе, а это очень важно. Кроме того, группе компаний «Аверон» был предоставлен участок под строительство технопарка «Аверон» (порядка 8 компаний, производящих медицинское и электронное оборудование). Такой же участок был предоставлен некоммерческому партнерству «Мебельщики Екатеринбурга».

В ходе частых встреч с предпринимателями специализированным комитетам города удается найти взаимопонимание и по решению многих других возникающих вопросов. Здесь играет большую роль Совет по малому предпринимательству при главе Екатеринбурга. К слову, этот совет был создан в 2004 году, когда еще никаких законов, определявших его существование, не было. Его создали и разработали положение именно в столице Среднего Урала.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИЯ К СНИЖЕНИЮ

Владимир БУЕВ, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, эксперт Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ.

Московский гость со знанием дела раскрыл тему теневой экономики в малом предпринимательстве, оценив масштаб этой проблемы по последним данным за прошедший год. Источником информации послужило анкетирование предприятий, исследования такого рода проводятся институтом ежегодно.

Всем известно, что оборот и выручка предприятий зачастую состоит из двух частей: легальная часть, с которой идет выплата налогов, - и так называемая нелегальная часть выручки, с которой налог не платится либо платится не в полном объеме.

Теневая экономика предприятия, в свою очередь, тоже состоит из двух частей. Первая - та часть, которую государство вообще «не видит», так называемый теневой выпуск. Несмотря на то, что статистика говорит о снижении объема теневой экономики с 2005 года (в 2005 году она составляла порядка 18% в обороте МП, в этом году 12-14%), бюджет в любом случае несет колоссальные потери. Например, в 2008 году теневой оборот составлял в денежном выражении порядка 2 триллионов рублей. И это при том, что легальный оборот составляет порядка 10-11 триллионов.

Вторая часть теневого оборота касается так называемой «обналички» или внутреннего оффшора. Это та часть, которую государство, собственно говоря, «видит». Средства приходят в безналичном виде на расчетные счета предприятий, но в дальнейшем по различным фиктивным договорам уходят в различные обналичивающие компании-однодневки. Потом эти средства возвращаются в виде «кэша» малому предприятию за вычетом определенного процента, так называемой платы за страх.

Так вот, в масштабе экономики в целом, по мнению В. Буева, цена «обналички» росла: с 7-8% в 2005 году до 10% в 2009 году. Сегодня политическая воля власти страны ведет к тому, что этот сектор не только монополизируется, но и сокращается (отзываются лицензии у банков под различными предлогами), в связи с этим цена за обналичивание возросла.

- Конечно, предприниматели не кладут эти деньги себе в карман, деньги нужны им, чтобы оплатить расходы предприятия, такие, как, например, заработная плата. Учитывая величину единого социального налога, многие предприниматели предпочитают платить «серую» зарплату с тем, чтобы увеличить ее. Вторая статья расходов, которую предприниматели предпочитают оплачивать «теневыми деньгами», - это аренда, коммерческие взятки поставщикам, отчисления чиновникам и так называемой «крыше»,- отмечает докладчик. - Хотя с 2005 года идет тенденция к снижению таких расходов, кризисная ситуация в стране в 2008 году породила всплеск «серых» выплат». И в сложившихся обстоятельствах для отстаивания интересов предпринимателей большую роль играют саморегулируемые организации.

С сожалением констатировал докладчик и тот факт, что в 2008 году произошел «обвал» как фактической, так и белой рентабельности, а численность малых предприятий сократилась на 20%, что привело в свою очередь к сокращению объемов инвестиций и рынка труда. Как ни прискорбно, но теневая экономика малого бизнеса - это его естественная реакция на изменения внешней среды в попытке выжить и приспособиться.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Евгений АРТЮХ, руководитель Свер-дловского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», депутат Законодательного собрания Свердловской области.

Налоговая инспекция. Политик и общественный деятель говорил о работе налоговых органов, которые ведут необоснованную современным законодательством жесткую политику в отношении представителей малого бизнеса. Практика показывает, что, пытаясь доказать свою правоту в судах, проходя по нескольку судебных инстанций, налоговики проигрывают дела против бизнесменов, но упорно продолжают свою бесперспективную деятельность.

- Вопрос по поводу затрат, которые несет при этом государство, остается открытым: «слуги народа» из налоговых органов заваливают делами суды, бизнес несет большие издержки на юридическое обеспечение процессов, которые зачастую не восполняются в полном объеме судебными решениями, - заявил профессиональный юрист Е. Артюх.

Силовые структуры. При этом докладчик отметил, что в целом в полтора раза сократилось количество предпринимателей, отмечающих факты противоправных действий со стороны силовых структур.

С осени 2009 года ежемесячно проходят видео-конференции, которые ведет лично Министр внутренних дел России Рашид Нургалеев. На конференциях поднимаются проблемы предпринимателей, возникающих при контакте с силовыми структурами.

В итоге этой работы неоднократно звучал призыв министра к работникам своего ведомства - забыть о проверках малого бизнеса и сосредоточиться на своих должностных обязанностях по охране правопорядка. При этом МВД усиливает борьбу с контрафактом, с незаконным предпринимательством, с выплатой зарплаты в «конвертах» и так далее. Отрадно, что милиция в лице Министра демонстрирует желание бороться с нелегальным бизнесом, при этом освобождает предпринимателей от незаконных проверок. Помог в этом и 293 федеральный закон о малом и среднем бизнесе. В Генпрокуратуре России создано подразделение, которое воспроизведено во всех подразделениях прокуратуры и созданы отделы, которые предметно занимаются проблемами малого бизнеса. Все это и дало результат, о котором рассказал Евгений Артюх.

Говоря о криминале в бизнесе, он заявил, что, по его наблюдениям, уже в течение пяти лет предприниматели отмечают стабильно малое влияние криминала, пик которого пришелся на 90-е годы. Но при этом резко возросла активность рейдеров, которые действуют в условиях кризиса и возросших хозяйственных и имущественных споров. При этом до конца не определено на государственном уровне само понятие «рейдерство», что, по мнению Е. Артюха, дает возможность любые хозяйственные споры называть рейдерством.

Статистические данные по состоянию на сентябрь 2009 года:

- спрос на продукцию предприятий упал на 46%,

- возник дефицит финансовых ресурсов у 44% предприятий,

- на 23% произошло повышение тарифов на коммунальные услуги,

- на 23% обострилась конкуренция между предприятиями,

- 19% бизнесменов недовольны налогообложением,

- 5% бизнесменов считают квалификацию персонала низкой.

Е. Артюх выразил свою частную точку зрения и на проблему развития малого бизнеса в Свердловской области, назвав ее образно (по аналогии градообразующего предприятия в моногороде) по отношению к малому бизнесу, «монообластью», которая развивает крупную промышленность, машиностроение, металлургию и так далее, не уделяя должного внимания малому бизнесу, не учитывая мощных ресурсов Среднего Урала.

Печально, но факт - по уровню экономического развития область входит в первую пятерку среди регионов, а по условиям для развития малого предпринимательства занимает одно из последних мест. Из этого докладчик сделал правомерный вывод о том, что в регионе малый бизнес развивался не благодаря местным властям, а вопреки неэффективной поддержке государства, либо вовсе без таковой.

Малая приватизация. Масса проблем возникает у предпринимателей по выкупу арендуемых у муниципальных властей помещений (на 1 ноября в области было выкуплено только лишь 5 (!!!) подобных объектов). Порядка 200 предпринимателей получили отказ в этом законном праве, по этому поводу возникает большое количество обращений в прокуратуру и арбитражный суд. Отказы зачастую надуманные. Проблема была затронута при встрече Д. Медведева с «ОПОРОЙ РОССИИ» в Звенигороде, и Президент РФ заявил, «….у нас на всю страну было выкуплено не более 500 объектов, что говорит о плохом выполнении на местах хорошего закона».

Евгений Артюх привел в пример вопиющий факт, имевший место в Ирбите, когда власти попытались аннулировать и отозвать из регистрационных структур документы на выкупленные у муниципальных властей помещения. И, в завершении своего выступления, он отметил, что главной задачей в таких условиях становится необходимость ликвидации противоречий между экономическим потенциалом области и уровнем развития малого бизнеса.

Благодарим Фонд регионального развития «Перспектива» за предоставление материалов конференции.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости