Российский малый бизнес переходит на полулегальное положение. Сигналом для ухода в тень стал рост обязательных страховых платежей во внебюджетные фонды. Эксперты еще год назад предупреждали правительство страны, что увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда обернется снижением деловой активности и возвратом к выдаче заработной платы в конвертах. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", эти прогнозы полностью оправдались. Наиболее сильно пострадал от фискальной политики властей бизнес с высокой добавленной стоимостью.
Социальная нагрузка на российский бизнес в минувшие 90-е годы была довольно высока: страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также в фонды социального и обязательного медицинского страхования составляли 38% от фонда оплаты труда. В 2001 году платежи во внебюджетные фонды заменили единым социальным налогом в размере 35,6%. В дальнейшем он снизился до 26%, что вкупе с твердой ставкой подоходного налога способствовало легализации заработной платы и увеличению платежей в бюджет.
К 2009 году российским властям стало очевидно, что пенсионная реформа провалилась, и нужны источники покрытия дефицита Пенсионного фонда - основного потребителя страховых платежей. Было решено вернуться к взносам во внебюджетные фонды, увеличив их общий объем до 34%.
Подобный шаг вызвал острую критику со стороны бизнеса. Председатель общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов предположил, что повышение страховых выплат приведет к тому, что в стране останется лишь сырьевой бизнес, не испытывающий проблем с доходами. Сельскохозяйственные и машиностроительные предприятия, по его оценке, не выдержат нагрузки и уйдут в тень либо закроются. Чуть раньше некоммерческое партнерство "РУССОФТ" заявило, что реформа социальной системы нанесет ощутимый урон инновационному бизнесу, где доля расходов на заработную плату значительно выше, чем в добывающей промышленности. Российский союз промышленников и предпринимателей предупредил власти, что повышать налоги в период кризиса весьма рискованно: это приведет к сокращению инвестиционных программ, потере рабочих мест и снижению темпов экономического развития.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что повышению нагрузки на бизнес есть альтернатива: например, можно финансировать базовую часть пенсии из федерального бюджета либо передать в управление Пенсионному фонду РФ активы, которыми сегодня распоряжаются государственные корпорации. Предприниматели глубоко убеждены, что исключительно за счет страховых взносов решить проблемы Пенсионного фонда уже не удастся: в ближайшие десятилетия в России ежегодно будет уходить на пенсию на 800 тысяч человек больше, чем поступать на работу.
Премьер-министр России Владимир Путин, однако, пренебрег всеми доводами бизнеса и увеличил налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Результаты не замедлили сказаться. Ухудшение деловой активности началось уже в четвертом квартале 2010 года. Некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства", изучив статистические данные по малому бизнесу, представила в апреле 2011 года доклад, из которого следует, что количество малых предприятий в России сократилось на 3,6%. Рост их числа отмечен лишь в трех из семи федеральных округах: Дальневосточном, Уральском и Приволжском. Но это не меняет картины в целом: в том же Уральском округе обороты малого бизнеса упали на 5%, а инвестиции в основной капитал сократились на 35%.
Рост числа малых предприятий при снижении общей деловой активности объясняется просто. Руководитель Свердловского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Евгений Артюх рассказал "РусБизнесНьюс", что в Свердловской области, где малый бизнес провалился на 16,5%, была принята программа "Начни свое дело". В её рамках выделялись гранты и оказывалась методическая помощь безработным гражданам. Государственная поддержка естественно повлияла на увеличение количества зарегистрированных малых предприятий, но на региональном валовом продукте это никак не сказалось. По словам Е.Артюха, многие уральцы, открыв свой бизнес, столкнулись с проблемами и бросили его.
На снижение деловой активности влияет и увеличение платежей за землю. Попытка привязать земельный налог к рыночной стоимости участка, который занимает предприятие, привела к росту платежей за землю в десять и более раз. Бизнес стал лоббировать пересмотр ставок. В итоге была разработана новая методика расчета налога, в которой решили не учитывать рыночную стоимость земли. Но в 2011 году она принята не была, поскольку власти решили, что бюджет недополучит существенные средства. Высокая налоговая нагрузка объективно ведет к снижению инвестиций в основной капитал. У предприятий элементарно нет денег на расширенное воспроизводство, и они думают сегодня исключительно о выживании. Бизнес стал уходить в тень, о чем и предупреждал Борис Титов.
Самое любопытное заключается в том, что премьер Владимир Путин, повышая в разгар финансового кризиса налоговую нагрузку, ратовал при этом за прозрачность бизнеса и призывал профсоюзы бороться с "зарплатами в конвертах", которые есть не что иное, как "обворовывание бюджета и нарушение трудовых и пенсионных прав граждан". С последним утверждением трудно не согласиться, но очевидно и другое: принуждение к прозрачности при одновременном росте обязательных платежей - это прямой путь к разорению предприятий.
Председатель регионального общественного фонда "Инновационные технологии", президент холдинга "Микрон" Борис Зырянов полагает, что снижение инвестиций в основной капитал свидетельствует о неуверенности бизнеса в завтрашнем дне. Иностранные компании, минимизируя риски, перестали покупать в России недвижимость, в свою очередь российские предприятия опасаются делать долгосрочные инвестиции, ограничиваясь текущими платежами. По его словам, инвестировать большие деньги в условиях нестабильности никому не хочется.
Изменится ли деловая активность в России, во многом будет зависеть от отношения власти к бизнесу. Пока о реальном отношении государства к малому и среднему предпринимательству говорит рост тарифов на коммунальные услуги и повышение социальных выплат при сохранении налога на добавленную стоимость. Государство вольно или невольно загоняет бизнес в фискальный тупик.
Владимир Терлецкий