Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

НИСИПП: анализ проверок бизнеса в 2010 г., осуществленных надзорными органами. ИА "Альянс Медиа"

В конце 2010 года Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) завершил подготовку мониторинга административных барьеров, возникающих при осуществлении МЧС России государственного пожарного надзора. Представлен также анализ о проверках бизнеса в 2010 году, осуществленных иными контрольными/надзорными органами (налоговики, Роспотребнадзор, Роструд, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор и т.д.).

Исследование проведено на основе опроса 250 предпринимателей.

Большая часть респондентов представляла юридические лица (95,5%). Предприятия, принявшие участие в опросе, в основной своей массе относятся к категориям малых предприятий (40,3%) и микропредприятий (34,7%). Еще 8,6% предприятий можно отнести к средним предприятиям, а 16,1% – к крупным.

Вслед за органами пожарного надзора, которые в 2010 году провели проверки 80,1% предприятий, наибольшее количество проверок проводилось у предпринимателей Роспотребнадзором (50,2%) и налоговыми органами (42,1%). Чуть меньше проверок провела Государственная инспекция труда (23,8%), Росприроднадзор (26,1%), Ростехнадзор (28,2%), Росздравнадзор (11,7%), Россельхознадзор (7,3%), Органы внутренних дел (милиция) (26,8%), иные лицензирующие органы (18,7%), региональные органы власти (16,6%), муниципальные органы власти (16,1%).

При этом органами пожарного надзора в 76,6% случаев от числа проверок были выявлены нарушения. Этот показатель также высок в целом по выборке и уступает лишь показателям Россельхознадзора – проверки данным органом выявляли нарушения у 85,7% проверяемых респондентов. Налоговые органы выявили нарушения в 42,6% случаев, Роспотребнадзор (СЭС) - 63,5%, Роструд (Государственная инспекция труда) - 55,3%, Росприроднадзор - 58,3%, Ростехнадзор - 48,3%, Росздравнадзор - 22,7%, органы внутренних дел - 34,5%, иные лицензирующие органы - 35,5%, региональные органы власти - 38,5%, муниципальные органы власти - 46,2%.

В целом по всем контрольно-надзорным органам средняя оценка обременительности проверок составляет 2,84 балла по четырехбалльной шкале, где 1 – очень обременительны, 4 – совсем не обременительны. На этом фоне оценки органов пожарного надзора достаточно положительны – средний балл обременительности составит 2,80. В качестве наиболее обременительных респонденты назвали проверки следующих контрольно-надзорных органов:

   • Россельхознадзор (2,07 балла);

   • Роспотребнадзор (2,67 балла);

   • Роструд (2,68 балла).

Необходимо отметить, что 5,4% предпринимателей, подвергавшихся проверкам со стороны органов пожарного надзора, приходилось прибегать к неформальным отношениям. Более высокое значение данного показателя зафиксировано для проверок со стороны Россельхознадзора (7,1%).

41,3% опрошенных предприятий подавали декларацию пожарной безопасности, при этом у 10,9% из них возникали проблемы при ее регистрации. Эти проблемы в основном были связаны с неверным оформлением документов и длительным временем получения результатов.

Средняя интегральная оценка сложности составления декларации пожарной безопасности составила 2,66 балла по четырехбалльной шкале, где 1 – очень сложно, 4 – совсем не сложно. При этом 63,4% опрошенных оценили уровень сложности составления декларации, как скорее не или совсем не сложный.

Абсолютное большинство респондентов (94,2%) отметило, что при проведении плановой выездной проверки сотрудники Госпожнадзора укладывались в сроки, определенные законодательством. Средний срок проведения проверки составил 3,39 дня, при этом в 66,8% случаев срок проверки составил 1 день и меньше, в 33,2% - 2 дня и более.

Во время плановых выездных проверок органами Госпожнадзора были выявлены нарушения у 79,2% опрошенных предпринимателей. При выявлении нарушений в 93,9% случаев организациям выписывались предписания об их исправлении, штрафы были выписаны в 70,9% случаев.

Стоит отметить, что почти в 30% случаев представителями органов пожарного надзора не принималось никаких мер и нарушения устранялись на месте.

85,1% респондентов посчитали, что примененные к ним во время проведения проверки меры были объективными и законными. При этом по мнению 28,0% предпринимателей, меры не соответствуют тяжести допущенных нарушений.

Большинство предпринимателей – 55,1% – оценило сумму заплаченных штрафов и иных официальных платежей при выявлении нарушений в 1000 рублей или меньше. Четвертая часть респондентов оценила эту сумму в 3000 рублей или больше. При этом стоит отметить, что максимальный штраф, по словам респондентов, составил 100 000 рублей, минимальный – 500 рублей. Средняя сумма штрафа в целом по выборке составила 26 503 рубля, медиана распределения сумм равна 1000 рублей.

Во время плановых выездных проверок органами Госпожнадзора были выявлены нарушения у 78,0% организаций, работающих в сфере предоставления услуг, и у 83,0% предприятий, работающих в сфере производства.

У 30,9% респондентов возникали случаи, когда предъявляемые к их организации претензии о несоблюдении требований пожарной безопасности относились к нарушениям, допущенным на этапе проектирования и строительства объекта. При возникновении подобных случаев издержки по исправлению допущенных нарушений обычно ложились на сами организации.

Большинство опрошенных считает, что требования пожарной безопасности объективно необходимы и полностью обоснованны – такого мнения придерживаются 65,6% респондентов.

Доля считающих, что обязательные требования частично или полностью необоснованны, выше для предприятий, работающих в сфере услуг, и составляет 31,1% от выборки, для сферы производства данный показатель равен 25,0%.

5,0% респондентов попадали в ситуацию, в которой им приходилось негласно выплачивать денежное вознаграждение или дарить подарки за услуги для получения нужного результата при проверке. При этом опрошенные затруднились назвать суммы нелегальных выплат.

Для получения положительного заключения в акте проверки 25,4% прибегали к помощи специализированных организаций. Эти организации обычно оказывали следующие услуги:

   • замер сопротивления;

   • проверка электропроводки;

   • проверки систем пожарной сигнализации.

При этом 24,5% опрошенных отметили, что эта организация была предложена им как условие получения необходимого результата (что составляет порядка 7% в целом по выборке).

29,6% организаций, чья численность работников составляет 15 или менее человек, прибегали к помощи специализированных организаций-посредников при проведении проверок Госпожнадзора. Данный показатель выше, чем для организаций со штатом в 16 и более человек.

При этом услуги организации-посредника навязывались примерно с одинаковой частотой независимо от численности работников предприятий.

Внеплановые проверки в 2009-2010 годах проводились в отношении 32,1% опрошенных предпринимателей. Основаниями для таких проверок в 50,7% случаев являлся контроль исполнения ранее выданного предписания, в 46,5% - приказ, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В 50,9% случаев было предъявлено решение прокуратуры о согласовании проведения внеплановой проверки.

Примерно четвертая часть респондентов отмечает, что органами пожарного надзора не было сделано оповещение о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до её начала. Чуть менее чем по 20% опрошенных отметили, что инспекторами не предъявлялось удостоверение, не была вручена копия приказа о проведении проверки и не предоставлялась необходимая информация, относящаяся к предмету проверки.

В случае вынесения неправомерного решения решение в административном порядке обжаловали только 8,3% респондентов.

По мнению респондентов, приятие и вступление в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» повлияло на Госпожнадзор следующим образом:

   • улучшился уровень информированности предпринимателей о требованиях, предъявляемых к организациям (так считают 50,0% респондентов).

   • улучшился уровень информированности предпринимателей о порядке проведения проверок (данного мнение придерживаются 42,6% опрошенных).

   • только 3,7% респондентов считают, что финансовые затраты субъектов предпринимательства в связи с проведением проверок уменьшились, 46,1% оценили изменение данного показателя в сторону увеличения.

   • только 9,4% респондентов отметили сокращение временных затрат субъектов предпринимательства в связи с проведением проверок, при этом 31,4% опрошенных считают, что временные затраты наоборот увеличились.

Основные выводы по результатам мониторинга 

  1. Проверки органов Госпожнадзора перестали восприниматься как наиболее обременительные среди всех контрольно-надзорных органов.
  2. Предприятия сталкиваются со значительными трудностями при подаче декларации пожарной безопасности - 44,9% подававших ее прибегали к помощи специализированных организаций. Эти проблемы связаны с недостаточно четкой определенностью круга организаций, на которых возлагается обязанность составления декларации пожарной безопасности, затруднениями в части определения перечня национальных стандартов и сводов правил, которым должен соответствовать объект и др.
  3. Объем рынка услуг по составлению деклараций пожарной безопасности в период 2009 - I кв. 2010 гг. составил по меньшей мере 5 млрд рублей (при учете, что к услугам специализированных фирм прибегло не менее 150 тысяч физических и юридических лиц).
  4. Значительная часть проверок заканчивается выдачей предписаний –79,2%. При этом большинство (85,1%) респондентов считают, что примененные к ним во время проведения проверки меры были объективными и законными. В то же время проведенный анализ возникающих проблем с соблюдением требований пожарной безопасности показал, что почти 30% предпринимателей жалуется на избыточность и негибкость предъявляемых к ним требований.
  5. Широкое распространение случаев (отмечено 30,9% респондентов), когда предъявляемые к объектам претензии о несоблюдении требований пожарной безопасности относились к нарушениям, допущенным на этапе проектирования и строительства объекта. При возникновении подобных случаев издержки по исправлению допущенных нарушений обычно ложились на сами организации.
  6. 5,0% попадали в ситуацию, в которой им приходилось негласно выплачивать денежное вознаграждение или дарить подарки за услуги для получения нужного результата при проверке, респонденты затруднились назвать суммы нелегальных выплат.
  7. Наиболее распространенными нарушениями при проведении проверок являются:
    • непроведение оповещения о плановой проверке не менее, чем за три рабочих дня до её начала;
    • непредъявление инспекторами удостоверения, невручение копии приказа о проведении проверки;
    • непредоставление необходимой информации, относящейся к предмету проверки.
  8. Неоднозначность оценок влияния нового законодательства о контроле и надзоре (вступление в силу 294-ФЗ) на проверки органов пожарного надзора:
    • только 3,7% респондентов считают, что финансовые затраты субъектов предпринимательства в связи с проведением проверок уменьшились, 46,1% оценили изменение данного показателя в сторону увеличения;
    • только 9,4% респондентов отметили сокращение временных затрат субъектов предпринимательства в связи с проведением проверок, при этом 31,4% опрошенных считают, что временные затраты наоборот увеличились.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости