В 2010 году число безработных в России сократилось всего на 0,7 млн человек. Дальнейшему снижению мешают низкая мобильность населения и отсутствие системы поддержки малого бизнеса
В 2010 году число безработных в России сократилось всего на 0,7 млн человек. Учитывая снижение численности трудовых ресурсов и послекризисное восстановление экономики, эта цифра могла бы быть больше. Дальнейшему снижению уровня безработицы мешают низкая мобильность населения и отсутствие системы поддержки малого бизнеса.
«Уровень экономически активного населения страны составил в среднем за 2010 год 67,7%. Уровень занятого населения составил 62,7%. Уровень безработицы в среднем в 2010 году составил 7,5%», — говорится в докладе Росстата.
Таким образом, в 2010 году в России экономически активное население в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,4 млн человек, в том числе занятые — 69,8 млн человек, а безработные — 5,6 млн человек.
Последний показатель, в соответствии с рекомендацией Международной организации труда, относится к общей безработице, тогда как численность официально зарегистрированных безработных за 2010 год составила в среднем 1,9 млн человек.
В целом за прошлый год общая безработица снизилась на 10,9%. В 2009 году она составляла в среднем 6,3 млн человек или 8,4% от экономически активного населения. В 2008 году безработных в России было 5,3 млн человек, тогда как численность экономически активного населения в тот год достигла исторического максимума в 75,9 млн человек. Но конец 2008 года ознаменовался массовыми увольнениями: кризис прервал многолетнюю тенденцию снижения безработицы, которая вышла в 2007 году на минимум в 4,2 млн человек (5,6% от экономически активного населения).
Госстатистика также свидетельствует, что в течение 2010 года число безработных устойчиво снижалось, и в декабре их доля упала до 7,2% от экономически активного населения (за IV квартал — 6,7%).
Как напомнила директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, даже в разгар кризиса уровень российской безработицы «не был критичным» и доходил только до 9,5%, тогда как во многих европейских странах доля безработных превышала 10–11%.
«Безработица у нас сейчас невысокая, хотя ее уровень еще не вернулся к нормальному для нашей страны, составляющему где-то 5%», — считает эксперт. По ее словам, к федеральным данным, которые отражают среднюю температуру по больнице, следует относиться аккуратно. «По нашим подсчетам, в сентябре в 30–33 регионах безработица вернулась на докризисный уровень, а еще примерно в 30-ти регионах она пока выше», — заявила BFM.ru социолог.
Наталья Зубаревич не сомневается, что по мере выхода из кризиса численность безработных продолжит снижение, чему также будет способствовать сокращение трудовых ресурсов. И уже сегодня в масштабе России проблема безработицы не является острой, а ее решение по прежнему продолжает оставаться актуальным все больше и больше на локальном уровне: отдельных регионов, территорий и моногородов.
Данные последних опросов Института экономической политики свидетельствуют, что восстановление в российской экономике продолжается и предприятия в феврале–марте намерены наращивать выпуск продукции. В эти месяцы они рассчитывают перейти к самому интенсивному с осени 2008 года набору персонала, недостаток которого уже зарегистрирован во всех отраслях (самый существенный — в легкой промышленности и стройиндустрии).
По мнению Зубаревич, решить нарастающую проблему нехватки трудовых ресурсов и заодно минимизировать безработицу необходимо в первую очередь путем повышения мобильности населения. «Бизнес никогда не придет в регион, где отсутствуют трудовые ресурсы», — указывает социолог.
Во-вторых, необходимо повысить эффективность системы обучения и переквалификации кадров, которая в настоящее время очень плохо работает в России. И если в больших городах потерявшие работу адаптируются к требованиям рынка труда самостоятельно, то в малых городах население часто инертно и нуждается в господдержке. В-третьих, следует усилить поддержку малых предприятий и бизнеса, развитие которых обеспечивают самозанятость населения.
С этой точкой зрения согласен и вице-президент Национального институт системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. По его словам, снижение уровня официально зарегистрированной безработицы в 2009–2010 годах было в том числе связано с мерами господдержки занятости, но из-за их несовершенства носило отчасти «фиктивный характер».
«В 2009 году 126 тысяч человек, которые были зарегистрированы в органах занятости как безработные, получили средства в размере годового пособия по безработице на сумму 58 тысяч рублей на открытие собственного дела. После чего они уже переставали учитываться как безработные и снимались с учета. А в 2010 году еще 170 тысяч человек получили такие кредиты. Но сколько из них за эти годы стали предпринимателями — это не известно, так как такой мониторинг не ведется», — заявил BFM.ru эксперт.
«Действенными наши меры поддержки безработных считать сложно. И я бы не назвал ни одного региона России, где налажена система эффективной поддержки малого бизнеса и предпринимательства. А эффективной она станет только тогда, когда снизятся административные барьеры и давление на бизнес», — заключил Владимир Буев.