Как малый и средний бизнес пережил 2010 год
Последние годы государство целенаправленно наращивало свою долю в экономике России. На сегодня она составляет около 50%, что в полтора раза больше среднемирового показателя. Таким образом, все громкие заявления по поводу развития частного сектора, поддержки малого и среднего бизнеса так и остались заявлениями. Более того, выяснилось, что каждый второй занятый в российской экономике работает в государственном секторе.
Многочисленные рейтинги Всемирного банка по ведению бизнеса, Всемирного экономического форума (ВЭФ) по глобальной конкурентоспособности подтвердили, что
из-за торможения реформ в России происходит ухудшение предпринимательского климата.
Наша страна не может воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими как сравнительно низкий уровень госдолга и дефицита бюджета, большой размер рынка, высокий инновационный потенциал, качественное высшее образование.
С началом глобального экономического кризиса многие цивилизованные государства защитили своих предпринимателей. Когда же правительства G-20 осенью 2010 года объявили об ужесточении налоговой политики в отношении бизнеса, наше правительство согласилось с ними. Но разница между предпринимателями всего мира и российскими в том, что наши (за исключением банкиров и нефтяников с газовиками) ничего не получили в период кризиса! И теперь усилиями Минфина и правительства идет окончательная зачистка малого и среднего бизнеса, а производственный бизнес — практически превратился в тень!
Итоги года по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), обнародованные в декабре 2010 года бывшим директором департамента Минэкономразвития Андреем Шаровым, приводят к мысли, что живем мы в каких-то совершенно разных государствах. Наши чиновники и их бизнесы с поддержкой — в одном, основная масса предпринимателей — в другом. И только Росфиннадзор приоткрывает занавес — сообщает нам о некоторых аспектах этой "поддержки". Интересно, как все последние годы работает Министерство экономики при неработающей системе?
Я занимаюсь предпринимательством 34 года, и мой опыт показывает, что последние 10–12 лет — самые трудные годы для бизнеса, труднее, чем первые 10–12 лет. Это означает, что незаконным предпринимательством в СССР с его рисками и угрозами было заниматься легче, чем законным в России! Кстати, самым счастливым временем предпринимательства для меня стал период начала кооперативной деятельности 22 года назад.
Мои коллеги-эксперты из Общества купцов и промышленников России, изучающие историю предпринимательства в царской России и выпускающие альманахи, посвященные известным купцам и промышленникам, заметили любопытную закономерность. Оказывается, что
сегодняшние отношения власти и предпринимательской среды находятся на уровне середины XIX века (период до реформы 1861 года).
То есть мы трудимся в условиях, аналогичных тем, что предшествовали отмене крепостного права!
Они характеризуются:
- Зависимостью предпринимательской среды от воли госчиновников. До 1861 года зависимость купцов и промышленников составляла 100%.
- Наплевательским отношением предпринимателей к обществу (до начала XX века). Чем больше предприниматель зависел от госвласти, тем равнодушнее он был к общественному мнению, впрочем, как и чиновник.
- Деградацией предпринимательства, обусловленной существующими законами и системой налогообложения (что происходит и сейчас).
Поддержку этих выводов я обнаружил в статье Гарри Каспарова "Высокие идеалы" российского бизнеса", написанную в конце ноября 2010 года. Автор констатирует: "В обмен на абсолютную лояльность жестко авторитарной власти крупный российский бизнес требует карт-бланши для выстраивания таких же авторитарных односторонних отношений со своим наемным персоналом и перевода его в абсолютно бесправное положение". С таким же авторитарным отношением со стороны крупного бизнеса в этот кризис столкнулись и многие представители малых предприятий, в частности, возглавляемое мной производственное предприятие, которое существенно "просело" из-за неприемлемых условий "партнерства", например, с ТНК-ВР.
Далее Каспаров пишет: "Можно ли ожидать чего-то другого, если РСПП, несмотря на все заклинания о священной частной собственности и свободе предпринимательства, является по сути государственной структурой, потому что весь бизнес российской олигархии с самого начала был построен на беззастенчивой эксплуатации административного ресурса?" И приходит к неутешительному выводу: "Политический авторитаризм полностью разлагает конкурентоспособную экономическую среду".
Очень грустно, что у малого бизнеса нет союзников, нет защитников. Нас делает беззащитными не только отсутствие судебной системы. Деньги, которые из нас отжимает власть в виде налогов для перераспределения среди своих, могли бы пойти на развитие цивилизованных бизнесов, не боящихся "шакалов" из контролирующих органов.
Мы в этой стране можем выступать, по образному выражению председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, только в роли "ходячих бифштексов" —
пищи для хищников всех мастей, от чиновников до бандитов и силовиков!
Цинизм власти потрясает. "Улучшение бизнес-климата в России возможно лишь в случае добросовестного поведения бизнеса", — заявляет Владимир Путин.
Выражая несогласие с таким отношением государственной власти к своим гражданам-предпринимателям, представители малого и среднего бизнеса второй год подряд по всей России 26 мая проводят митинги протеста против антипредпринимательской политики государства в свой профессиональный праздник — День предпринимательства, ставший Днем защиты прав МСП в России!
Предприниматели констатируют:
- повсеместное уничтожение мелкорозничной торговли;
- саботаж госчиновниками реализации федерального закона номер 159;
- экономически необоснованный рост тарифов естественных монополий;
- отсутствие понятной системы администрирования налогов, всех видов отчетности;
- чрезмерное присутствие государства в экономике;
- чудовищный уровень коррупции, губительный для бизнеса;
- фактический отказ от поддержки производственного и строительного малого бизнеса;
- возрождение "крепостного права" чиновника над бизнесом.
В этом году акция прошла под лозунгом "Малый бизнес без штанов — россияне без работы!".
I. Мелкая розница
Борьба за сохранение мелкорозничных объектов и рынков шла весь год во многих городах России. Несмотря на заявления премьер-министра в марте 2010 года на форуме общественной организации "Деловая Россия" по поводу муниципальных властей как главных гонителей малого и среднего бизнеса, лишенные государством финансовых ресурсов местные власти продолжили зачистку бизнес-пространства мелкой розницы и рынков для продвижения в "каждый двор" супер- и гипермаркетов. Лоббисты крупных торговых сетей широко представлены во всех органах власти страны и регионов, поэтому мелкий торговый и производственный бизнес, малые фермерские хозяйства у нас обречены. В то время как во всем мире они выстраивают производственно-торговые цепочки и обеспечивают население отменной продукцией.
В Москве, учитывая большое количество потребителей продукции мелкой розницы и недостаточную обеспеченность площадью торговых объектов, при попустительстве представителей управ и местной милиции появилось большое количество мелкорозничных объектов, не имеющих размещения, согласно дислокации.
Движение "За честный рынок" всегда выступало за равные права на предпринимательскую деятельность и последние годы пыталось обратить внимание власти города на злоупотребления со стороны руководства управ и милиции, "крышующего" недобросовестных предпринимателей. С этой целью два года назад нами была создана рабочая группа по мелкой рознице при департаменте потребительского рынка и услуг Москвы. За это время нам не удалось добиться прозрачности в размещении объектов. Более того, вопросы, требующие обсуждения и оперативного решения под любыми предлогами не включались в план обсуждения рабочей группы. Складывалось впечатление тихого саботажа со стороны чиновников департамента. Увольнение Юрия Лужкова с поста мэра изменило ситуацию.
Не думаю, что резкое заявление нового градоначальника Сергея Собянина послужило главной причиной произвола со стороны глав управ и их подчиненных. Массовый вывоз палаток и тонаров от метро и с центральных улиц Москвы произошел не повсеместно, и права предпринимателей были нарушены не везде.
По факту массовых нарушений прав предпринимателей движение "За честный рынок" 15 ноября обратилось в прокуратуру Москвы с заявлением о нарушении властями трех статей Конституции РФ,
гарантирующих право граждан на труд (статья 37), на занятие предпринимательской деятельностью (статья 34), владеть и распоряжаться принадлежащей им собственностью (статья 35). Так же действия властей содержали признаки преступлений, предусмотренных статьями 330, 169, 178, 167, 140 УК РФ. Прокуратура направила заявление в ГУВД Москвы, оттуда оно поступило в отдел экономической безопасности округа — по месту нахождения заявителя. Вместо того чтобы передать заявление в следственный отдел прокуратуры города, так как почти повсеместно проходили массовые нарушения, его отправили в район!
Между тем еще 31 марта 2008 года генеральный прокурор подписал приказ номер 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", где подробно прописаны требования к работникам прокуратуры. Два года назад при прокуратуре города был создан общественный совет по МСП, который, кстати, собирался в ноябре в дни массового произвола чиновников, но острейший вопрос не обсуждал. По указанию Сергея Собянина начали функционировать горячие линии. Многие объединения предпринимателей города вели учет пострадавших, в том числе и Торгово-промышленная палата Москвы.
Самое страшное в том, что произошло в Москве, сформулировал предприниматель из Красноярского края: "Московские события… напрямую неинтересны, но когда в федеральной столице пальцем показывают, какие павильоны, магазины, стоянки и прочее надо сносить, не показывая, каким образом предпринимателю, чья жизнь и бизнес полностью завязаны на эти строения, будут цивилизованно и в правовом поле скомпенсированы капвложения, понесенные при их строительстве, поневоле задумаешься".
Действия властей способны отбросить предпринимательство на годы назад!
II. Главный результат года
Под занавес уходящего 2010 года неправосудным решением завершился безумный процесс по второму делу в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Незадолго до этого весь мир стал свидетелем бандитизма в станице Кущевская и Гусь-Хрустальном. 2010-й также ознаменовался мерзкой историей с Василием Якеменко, преследованиями Евгения Чичваркина, "результатами" расследования смерти Сергея Магницкого.
Валерий Зорькин справедливо отметил: "В таких условиях
у россиян исчезает главный стимул к любой здоровой предпринимательской, инновационной, социальной активности,
огромная часть экономических и социальных результатов, получаемых личностью, предприятием, организацией, присваивается или просто уничтожается организованным криминалом".
В 99% случаев в историях с захватом собственности, бандитизмом, контрабандой, вымогательством и другими преступлениями против предпринимателей фигурируют люди в погонах.
III. Налоговая удавка
В прошлогоднем отчете ВЭФ по глобальной конкурентоспособности 2009–2010 годов третье место среди ключевых проблем развития бизнеса в России заняли российские налоги, делающие любую легальную экономическую деятельность заведомо убыточной. "Бизнес оттеснен властью на периферию экономической и политической жизни и получил незавидную роль "дойной коровы", — считают в РСПП. Более того, Союз предложил премьер-министру ввести пятилетний мораторий на повышение налогов. Но почему же РСПП "не оспаривает" повышение сборов в социальные фонды с 2011 года? Тем самым Союз расписывается в своей зависимости от госвласти.
Согласно опросам предпринимателей по реформе ЕСН, 73% уйдут в "тень", сократят работников, 20,3% вынуждены будут прекратить бизнес, и только 2% будут работать по-прежнему.
С 1 января 2011 года ставка страховых взносов, которую работодатель платит с фонда оплаты труда, повышается с 26% до 34%. Это одна из самых высоких ставок социальных налогов в мире. Для сравнения: в Южной Корее она составляет 9%, в Канаде — 9,9%, Японии — 14,64%, США — 15,3%, Германии — 19,9%.
В результате "нововведений" предприниматели вынуждены будут использовать "серые" схемы ведения бизнеса, а государство ужесточит контроль за ними и усилит репрессии.
"Бизнесу нужно сохранять и улучшать стандарты предпринимательской деятельности, социальную ответственность. Только в этом случае правительство сможет проводить линию на снижение бюрократических барьеров, в том числе и в налоговой сфере", — обещает Владимир Путин. Звучит примерно так же, как: "Научитесь нырять, тогда в бассейн воду нальем!"
IV. Лужква
Москва — не только столица нашей страны, но и один из самых дорогих городов мира. Сюда съезжаются миллионы граждан России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Как же работается московским предпринимателям?
Второй год подряд Всемирный банк публикует свои исследования "Ведение бизнеса". В этом году Москва не попала в список городов России с нормальным предпринимательским климатом. Как и в прошлом, 2009 году, деловой климат в Москве признан худшим по сравнению с климатами крупных городов России.
Это подтвердило и выступление главы столичного ГУВД Владимира Колокольцева на заседании столичного правительства в сентябре 2010 года. По его словам, столичные предприятия МСП по-прежнему подвергаются массовым "внеплановым" проверкам контролирующих органов и нападкам недобросовестных чиновников, а предпринимателям средней руки приходится вести в столице беспрерывную борьбу за выживание. Более тысячи жалоб на попытку недружественного поглощения поступило в ГУВД в 2010 году.
Наибольшее количество преступлений, связанных с получением взяток, совершаются чиновниками в сфере регламентирования предприятий потребительского рынка и услуг. Высока доля вымогательства денежных средств при проведении городских аукционов и конкурсов.
В свою очередь, руководитель департамента малого бизнеса Михаил Вышегородцев отметил, что бизнес нужно защищать не от структур мэрии, а от федеральных чиновников: "В Москве немного плановых проверок, а вот с внеплановыми очень сложно. Самые массовые проверки осуществляются налоговыми органами, милицией, обществами защиты прав потребителей". Одним словом, белые приходят — грабят, красные приходят — тоже грабят.
Деградация власти в городе не могла не отразиться на избирательном процессе. Результат — нелегитимная городская Дума и некомпетентный руководитель комиссии по предпринимательству.
Засилье криминала в городе активно поддерживалось прежним руководством. Один высокопоставленный чиновник с гордостью за талантливого шефа рассказывал мне о Лужкове как о глобально мыслящем человеке, сумевшем гигантские деньги воровского сообщества запустить в массовое городское строительство. В итоге — миллионы метров для граждан и сотни торговых и бизнес-центров! Неудивительно, что криминального авторитета Аслана Усояна (Дед Хасан) бережно опекали силовые структуры — такой серьезный инвестор, причем не только в Москве.
Что же касается массовой поддержки малого бизнеса в городе, то это самая большая байка. Новый градоначальник Сергей Собянин поставил справедливый вопрос: "Поддержка, которая охватывает 5% предпринимателей? С этой поддержкой надо еще разобраться!" Пять процентов при такой колоссальной инфраструктуре и таких деньгах! Лучше бы снизили городские налоги на бизнес — отдачи в бюджет было бы больше. С января 2011 года инфраструктура будет сокращена более чем в два раза. Вспоминаю, с какой ненавистью два года назад на меня смотрели представители "поддержки" на общественно-экспертном совете по МСП, когда я настаивал на внесении в городской закон о поддержке МСП пункта о контроле за инфраструктурой.
V. Федеральная "поддержка"
"За последние 5 лет объем (поддержки — прим. И.Х.) вырос в пять раз, в этом году он составил 24 млрд рублей, но это не масштабная мера, объем поддержки пока не достаточный", — заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на девятом инвестиционном форуме "Сочи-2010".
При этом динамика роста МСП не устраивает правительство. Давно известно, что закачивание средств в поддержку МСП никогда не дает ощутимых результатов. Во-первых, деньги просто разворовываются. Во-вторых, расходуются нецелевым образом. В-третьих, поглощаются инфраструктурой поддержки. В-четвертых, на эти деньги, как показали исследования НИСИПП, создано до 30% оболочечных фирм (включая фирмы по обналичке).
Росфиннадзор России обнаружил серьезные нарушения в распределении государственных средств поддержки МСП. По данным ведомства, 1 млрд рублей ушел "мимо кассы", 822 млн рублей оказались неиспользованными. В числе нарушителей-рекордсменов названы Красноярский край (75,5%), Ивановская область (97,5%) и др. В КНР за это бы расстреляли, а у нас поблагодарят!
Главная беда малого бизнеса в России заключается в том, что любой значимый для бизнеса закон выходит из рук депутатов Госдумы.
Известно, что проект закона и первое чтение, как правило, проходит при всеобщем обсуждении на различных слушаниях и активном участии представителей МСП. Но их участие заканчивается, когда в "борьбу" вступают лоббисты крупного бизнеса и заинтересованные чиновники. В итоге закон после третьего чтения ни в коей мере не отражает интересы МСП. Таким образом, главным органом по "поддержке" МСП является Госдума во главе со "свадебным генералом" Евгением Федоровым — председателем профильного комитета, принявшего эстафету несколько лет назад у прославленного "борца" Драганова.
На втором месте по оказанию "поддержки" устойчиво стоят монополисты, ежегодно увеличивающие цены на свои услуги на 25–30, а то и 50–60%!
Третье место за банкирами. В условиях кризиса 100 российских банков за последний год вдвое увеличили свои авуары. И если президент США Барак Обама ввел налог на крупнейшие финансовые корпорации, то точка зрения Владимира Путина оказалась противоположной: "На самом деле внешне уход от единой шкалы налогов к прогрессивной будет смотреться красиво, но у нас очевидные факты не работают: будут уходить от уплаты. Давайте пока не будем это делать…"
Четвертое место — "поддержка" промышленных МСП, оказавшихся в связи с кризисом в трудном положении. Брошенные государством (кредиты, гарантии, доля в госзакупках), многие предприниматели оказались перед выбором — банкротство или переход бизнеса к бандитам (у них с инвестициями получше) или китайцам (легкая промышленность).
Пятое место — структуры, обеспечивающие оскорбительно нищенские пенсии предпринимателям малого бизнеса! Это преступление государства перед малым бизнесом и персональная ответственность руководителя правительства.
Шестое место — ФНС. Налоговый беспредел. Массовые вымогательства, в том числе через блокирование счетов. Самое главное — ненависть к своим гражданам-предпринимателям! Уверен, этот список бесконечен.
В ноябре 2010 года в рамках встречи глав G-20 на круглом столе "Роль бизнеса в обеспечении устойчивого спроса" президент Медведев рекомендовал правительствам двадцати самых развитых стран мира уделять больше внимания улучшению предпринимательского климата, оптимизации условий ведения бизнеса и снижению административных барьеров. А в декабре Владимир Путин на встрече с предпринимателями объявил амбиционную программу — к 2020 году больше половины всего трудоспособного населения России должно работать в сфере малого и среднего бизнеса! Премьер должен бы быть в курсе итогов реализации предыдущей амбиционной программы 1995 года. Согласно ей к 2000 году 40% ВВП должно было формироваться малым бизнесом, в котором предполагалось занять 45 млн человек.
Программа была полностью провалена к 2000 году, в период прошлого путинского премьерства.
VI. Модернизация
Поставленный Дмитрием Медведевым в сентябре 2009 года в статье "Россия, вперед!" вопрос: "Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику?" — сегодня так же актуален, как и полтора года назад. Ответом на него послужило утверждение премьер-министром в ноябре того же года Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Именно ТЭК является главной угрозой дальнейшей трансформации государства, "захваченного" группами, преследующими собственные интересы. Именно ТЭК заинтересован в консервации непрозрачной системы привилегий, доступных приближенным к власти лицам. Ярким примером этого служит рассказанная Алексеем Навальным история про 4 млрд долларов, украденные при строительстве трубопровода ВСТО. При этом премьер лично поблагодарил коллектив "Роснефти".
Приоритет интересов групп неуклонно отдаляет страну от демократической либерализации и открытой рыночной экономики.
То, что в ТЭКе занято 2,5% трудоспособного населения страны, и то, что в кризис там продолжался рост зарплат и численности занятых, в то время как остальные сектора лишились более 2 млн рабочих мест, не должно вселять оптимизм и обманывать граждан. По данным, содержащимся в докладе Программы развития ООН, успехи ТЭК России являются не источником роста, а причиной сокращения благосостояния граждан. Как отмечает председатель "Деловой России" Борис Титов, "только несырьевой перерабатывающий бизнес страны реально заинтересован в модернизации".
Крупнейшие американские венчурные инвесторы, посетившие страну, выразили серьезные опасения по поводу наличия в России "тысячи способов" украсть их деньги.
По мнению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, "экономическая модернизация при диктаторском режиме невозможна. Нужна политическая состязательность, которая является залогом экономической конкуренции".
Очень важно, что и ЕС видит модернизацию как сочетание политических реформ, ведущих к более открытому обществу, и практических преобразований.
А пока "инвестиционный климат в России ухудшается, и в экономическом смысле страна катится к советским временам", уверен предприниматель Петр Авен.
VII. Коррупция
В переписке между посольством США в Москве и Госдепартаментом этой страны, опубликованной сайтом Wikileaks Россия характеризуется как "коррумпированная авторитарная клептократия, объединенная вокруг лидера Владимира Путина, где чиновники, олигархи и организованная преступность повязаны между собой и образуют настоящее мафиозное государство". Вот что американские дипломаты писали о политической системе России: "Торговля оружием, отмывание денег, личное обогащение, защита криминала, вымогательство, чемоданы с деньгами и тайные оффшорные счета на Кипре... Объем взяток в стране превышает 300 млрд долларов в год, причем деятельность правительства часто невозможно отделить от организованной преступности".
Является ли для предпринимателей данная информация новостью? Нет!
Зато у нас существует Национальная стратегия противодействия коррупции. Как ее реализовать? Ответ на этот вопрос дает бывший Генеральный прокурор России Юрий Скуратов: "Я не знаю, размышлял ли Дмитрий Анатольевич, когда объявлял программу борьбы с коррупцией, что трагизм ситуации для него состоит в том, что если он реально будет это делать, то ему придется начинать со своих питерских друзей, партнеров — своей питерской команды. Если он пойдет на это, да, это будет реальная борьба, если нет, а я понимаю все его трудности, тогда все усилия останутся пустым сотрясением воздуха, на уровне слов".
VIII. Общественный суд
В сентябре 2010 года на сайте движения "За честный рынок" было опубликовано обращение к предпринимателям и проведен опрос "Поддерживаете ли Вы обращение в суд по защите предпринимательства от власти?". Более половины участников (51,42%) ответили положительно и выразили готовность подать соответствующие иски, просто поддержать обращение намерены 30,66%.
Его текст заканчивается фразой, призывающей к масштабной общественной кампании: "Поскольку государство не хочет или не может выполнить заявленные функции и обеспечить безопасный труд представителей МСП, мы вынуждены инициировать общественный процесс против такого государства!"