МОСКВА, 8 января. Условия для ведения малого бизнеса в России за прошедший год изменились незначительно, инициатив по его поддержке было немного. Такое мнение высказал «Росбалту» руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов.
«В целом в 2010 году по сравнению с 2009 годом для малого бизнеса ситуация изменилась незначительно. Для сравнения, 2009 год ознаменовался активной реализацией антикризисных мер, было принято довольно много значимых для малого бизнеса решений: новое законодательство о проверках, переход к уведомительному порядку начала бизнеса, расширение доступа к госзаказу, льготные условия технологического присоединения малого предприятия к электрическим сетям и так далее, — перечисляет эксперт. — А вот в 2010 году инициатив по поддержке малого бизнеса было не очень много».
Основные меры, направленные на малый бизнес, касались в прошедшем году поддержки высокотехнологичных компаний, констатирует Шестоперов. В частности, были приняты решения по компенсации роста налогов для высокотехнологичных предприятий (сохранение для них ставки страховых взносов на уровне 14%), по освобождению от налога на имущество на срок до 3 лет предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование, по снятию всех ограничений для перехода малых внедренческих предприятий вузов и научных центров на упрощенную систему налогообложения, отмечает представитель НИСИПП.
Кроме того, продолжает он, в 2010 году продолжилась работа по принятию мер, связанных со снижением административных барьеров в конкретных сферах общественных отношений. «Правительством России утверждены соответствующие планы мероприятий по пяти направлениям: градостроительство и земельно-имущественные отношения, сельское хозяйство, внешнеторговая деятельность, образование, здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое благополучие, — напоминает эксперт. — По другим сферам соответствующие решения и планы предполагается принять в начале 2011 года. Однако, как показала практика, эта работа носит долгосрочный характер, и быстрых решений здесь ждать не стоит».
Определенную поддержку бизнесу в 2010 году оказала, по словам Шестоперова, аномальная жара июля-августа. «Так или иначе бизнес выиграл от жары, — отмечает он. — Практически в каждом направлении можно найти выгоды, которые в связи с ней получили предприниматели».