Обещанная правительством поддержка малого бизнеса не обнадеживает предпринимателей
В пятницу 24 декабря
Этому заявлению премьера предшествовала неделя обсуждения высказываний сначала главы Минфина, а затем его заместителя о дефиците бюджета и возможных путях его покрытия. Так, замминистра финансов Сергей Шаталов заявил агентству Reuters, что бюджет
При этом Шаталов открыто завел речь об очередном повышении налогов. На этот раз кандидатом на увеличение является НДС.
"Я не считаю, что повышение налогов – это единственное и наиболее правильное решение, – говорит заместитель директора
Вместо безропотного послушания предприниматели начинают выводить свои активы из России |
В этих условиях целый ряд экспертов повторяет вслед за министром Кудриным, что сегодня в России есть очевидный тренд на увеличение налоговой нагрузки. При этом, в отличие от министра, эксперты тут же добавляют, что крупный бизнес это переживет, но малому и среднему будет очень тяжело.
И хотя против планов Минфина стеною встало Минэкономразвития, аналитики просчитывают последствия возможного усиления налогового бремени.
Уже сам факт обсуждения в правительстве возможности повышения косвенных налогов создает негативный фон, считает бывший
В сознании российских чиновников присутствует ошибочное представление о том, что отечественный бизнес должен быть встроен в "вертикаль власти", безропотно подчиняясь всем ее решениям. На деле вместо безропотного послушания предприниматели начинают выводить свои активы из России.
Управляющий директор организации "Деловая Россия" Николай Остарков прямо называет одно из направлений бегства капиталов из России – Казахстан. Образование Таможенного союза и благоприятная среда, созданная у наших соседей для частных инвесторов, безусловно, сделают Казахстан убежищем для задавленных непомерными поборами российских предпринимателей. А ведь ноябрьский опрос "Деловой России", в котором участвовали 700 предпринимателей по всей России, уже показал продолжающееся падение деловой активности в стране. Недовольство у бизнеса, помимо повышения налоговой нагрузки, вызывает рост тарифов естественных монополий. И более трети опрошенных предпринимателей заявили о готовности выплачивать в своих компаниях "теневые" зарплаты.
Что же касается поддержки малого и среднего бизнеса, то, согласно данным Росфиннадзора, более миллиарда рублей, предназначенных на эти цели, растворились во время путешествия соответствующих бумаг по чиновничьим кабинетам. Официально это называется "нецелевое расходование средств".
Нужно ограничить возможности чиновников командовать предпринимателями и обирать их |
Таким образом, возможное повышение налогов должно стать дополнительным грузом в крайне безотрадной для отечественного бизнеса ситуации.
И в этой ситуации премьер Путин обещает малому и среднему бизнесу поддержку. Речь идет об уменьшении на восемь процентных пунктов страховых взносов в Пенсионный фонд для малых предприятий, которые работают в сфере производства и оказания социальных услуг, – с 26 % до 18 %. И этой льготой они смогут пользоваться в течение двух лет.
Впрочем, заявление премьера было встречено предпринимателями прохладно. Так, присутствовавший на встрече президент общественной организации "Опора России" Сергей Борисов сразу же подсчитал, что этой льготой смогут воспользоваться лишь 5-7 % малого бизнеса, так как она действует только для тех, кто функционирует в упрощенной системе налогообложения. К тому же премьер не дал ответа на вопрос о том, на чью сторону он готов встать в споре Минфина и Минэкономразвития по поводу возможного повышения ряда косвенных налогов.
Президент группы исследовательских компаний "Тезаурус" Владимир Буев, оценивая сложившуюся ситуацию, говорит: "Есть две противоположные позиции. Одна выражена Алексеем Кудриным: сейчас – тренд повышения налогов. Другая – постоянные высказывания лидеров страны о поддержке малого бизнеса. Но как его поддержать? Размазать на весь малый бизнес те 12–15 миллиардов, что выделены? Это уже было и не приводило ни к чему хорошему. Наши исследования показывают, что эти деньги используются неэффективно. Резко уменьшается показатель инвестиций владельцев малого и среднего бизнеса в развитие своих фирм. А это – основной показатель, если он падает, то о какой поддержке малого бизнеса можно говорить? Если малый бизнес целенаправленно загоняют в тень, поднимая социальные платежи, то понятно, что он не поверит уже ничьим словам".
Разумеется, малый и средний бизнес ждет правительственной помощи. Но это должны быть не маловразумительные льготы для немногих, а четкая налоговая политика, исключающая вытеснение бизнеса в тень и за границу нелепыми поборами. И, в первую очередь, это должно быть ограничение возможностей чиновников низшего и среднего звена (малый и средний бизнес имеет дело именно с ними) командовать предпринимателями и обирать их. Только такие меры могут реально им помочь.
Олег КОНЮХОВ