Вряд ли предприниматели, относящиеся к категории «малых» и «средних», могут жаловаться на отсутствие внимания к своим проблемам: тема их поддержки — формально или реально — постоянно находится на повестке дня властей различного уровня. Особенно актуальной она стала после начала мирового финансово-экономического кризиса, когда в условиях угрозы массовой безработицы и сокращения налоговых поступлений на малый и средний бизнес стали уповать как на спасательный круг.
Вечные барьеры
В течение последних двух лет государство действительно предприняло немало попыток облегчить жизнь субъектам малого и среднего бизнеса. Хотя прямую корреляцию между разнообразными государственными мерами их поддержки и наблюдаемой динамикой развития малого и среднего бизнеса зачастую установить сложно (мнения на этот счет расходятся), все же многие из них вызвали живой отклик у предпринимательского сообщества. В то же время ряд старых и новых проблем заставляет предпринимателей смотреть в будущее с беспокойством.
Одна из магистральных тем государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства — снижение уровня административного давления на бизнес. С 1 июля 2009 года начал действовать уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, который был предусмотрен еще знаменитым Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Новый порядок распространился на ряд наиболее массовых видов деятельности, среди которых бытовые, гостиничные услуги, общественное питание, розничная и оптовая торговля, перевозки пассажиров и т. п. По данным МЭР России, за год было подано 36 тыс. уведомлений. А в конце октября текущего года в правила представления таких уведомлений, утвержденные правительственным постановлением, были внесены изменения: с 2011 года предприниматели получат возможность уведомлять чиновников об открытии бизнеса через Интернет.
В соответствии с уже упомянутым Законом № 294-ФЗ с 1 мая 2009 года на органы прокуратуры возложены обязанности по согласованию выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых органами государственного контроля и надзора. Насколько можно судить по откликам предпринимательского сообщества, оно ощущает эффект от данной меры: количество проверок удалось заметно сократить. Так, по сведениям президента общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» С. Р. Борисова, органы прокуратуры «отфильтровывают» до половины всех внеплановых проверок. Прокуратура стала для малого бизнеса неплохим союзником. В то же время некоторые эксперты отмечают, что иногда внеплановые проверки все же осуществляются в обход прокуратуры. В ряде случаев налоговые органы, милиция и другие ведомства могут избежать обязательного получения санкции на проверку. Например, когда они получают сведения о якобы имеющей место угрозе жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т. п. Так или иначе, проблема административных барьеров и связанной с ними коррупции остается одним из главных предметов жалоб предпринимателей. Согласно данным, недавно озвученным министром экономического развития России Э. С. Набиуллиной, «административная рента», которую вынужден платить малый бизнес, по-прежнему высока и составляет около 6 % от его выручки.
Еще одно направление государственной политики в области поддержки малого бизнеса связано с предоставлением ему различных льгот и преференций. Здесь стоит отметить прежде всего изменения, внесенные в закон о госзакупках, предполагающие, среди прочего, распространение обязательной квоты для малого бизнеса на муниципальный заказ (ранее она действовала только для госзаказа), а также пятикратное увеличение максимального размера лота при проведении торгов среди субъектов малого предпринимательства. В 2009 году была введена электронная процедура торгов, что позволило малым и средним фирмам расширить свое присутствие в государственном и муниципальном заказе. Давно ожидаемой мерой стало и внесение в июле 2009 года изменений в ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», которые освободили плательщиков ЕНВД от обязательного использования контрольно-кассовой техники. Уже к концу 2009 года десятки тысяч предпринимателей сняли с учета свои кассовые аппараты.
В сетях монополий
Различные опросы и мониторинги состояния малого бизнеса демонстрируют, что в период кризиса помимо вполне объяснимых проблем спада спроса на продукцию, дефицита финансовых ресурсов и роста просроченной задолженности бизнесмены ставят на одно из первых мест проблему роста тарифов на продукцию естественных монополий, и особенно на электроэнергию. Со стороны предпринимательского сообщества раздаются уже привычные призывы ввести на несколько лет, «до выхода из кризиса», мораторий на увеличение тарифов. Между тем в 2011 году тарифное регулирование в электроэнергетике претерпит серьезные изменения: грядет либерализация цен на рынке электрической энергии. Планируется, что для всех категорий потребителей, кроме населения, она будет продаваться по свободным ценам. По мнению некоторых экспертов, последствия отмены государственного регулирования тарифов на электроэнергию будут наиболее ощутимы для малых промышленных предприятий. Конкретные прогнозы роста стоимости электроэнергии разнятся. Независимые аналитики говорят о 18–20 %, официальный прогноз Министерства экономического развития — 13–16 % (для населения рост составит 10 %). Также отметим, что МЭР прогнозирует рост цен на газ на 15 % (что можно считать «благом» по сравнению с 2010 г., когда повышение составило 26,7 %). Ожидается и повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта, которое не превысит 8 % (в 2010 г. рост составил 9,4 %).
Другая традиционная для предпринимателей проблема — доступ к энергетической инфраструктуре, обеспечение которого зачастую связано с длительным ожиданием и ощутимыми финансовыми затратами. Тема настолько больная, что в регионах субсидирование расходов на присоединение к сетям даже стало самостоятельным направлением государственной поддержки малого бизнеса. Отметим, что здесь наблюдаются определенные подвижки. В мае 2009 года правительство утвердило новые правила технологического присоединения потребителей к электрическим сетям. Они полностью исключили возможность отказа сетевой организации от заключения соответствующего договора с малым предприятием. Была существенно снижена и стоимость услуг по присоединению, более четко регламентированы обязательства сетевой организации, предусмотрена ответственность за нарушение сроков подключения. А в конце сентября 2010 года вышло еще одно правительственное постановление, посвященное совершенствованию порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям. Постановление, в частности, существенно упрощает требования к составу заявки на технологическое присоединение. Теперь сетевые организации должны будут направлять потребителю проект договора на присоединение вместе с техническими условиями, которые станут его неотъемлемой частью. В настоящее время именно подготовка и согласование технических условий превращаются в главный фактор задержки присоединения и могут растягиваться на месяцы.
Деловое пространство
Среди своих самых острых проблем представители предпринимательского сообщества называют дефицит как офисных, так и производственных площадей. Еще в позапрошлом году был принят небезызвестный Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Он сразу получил название «малой приватизации». Закон предусмотрел для малых предприятий, более трех лет добросовестно арендующих помещение, преимущественное право его выкупа по коммерческой цене с возможностью рассрочки платежа. В 2009 году обязательный срок аренды был сокращен до двух лет, а в июле 2010 года действие закона было продлено еще на три года — до 1 июля 2013 года.
Когда принимался этот закон, многие называли его важной вехой в развитии малого предпринимательства. Однако реализуются его положения со скрипом. Предприниматели жалуются на местные власти, нередко саботирующие на практике столь полезную федеральную инициативу. Отмечаются случаи незаконных отказов субъектам МСП в выкупе арендуемых ими помещений, расторжения договоров аренды либо изменения их условий без законных оснований. Примечательно, что руководители некоторых муниципальных образований даже обжаловали отдельные положения закона «о малой приватизации» в Конституционном суде, доказывая, что с его помощью федеральная власть фактически вторгается в сферу управления муниципальным имуществом.
Законодатели рассчитывают преодолеть эту тенденцию. Так, в сентябре Комитет Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении поправки к закону о развитии малого и среднего предпринимательства, которые закрепят уже не право, но обязанность федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления передавать во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства помещения, а также утвердить перечни имущества, предназначенного для передачи.
Страх взносов
Безусловно, главные опасения предпринимателей сегодня связаны с последствиями реформы ЕСН. Как известно, с 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. С 1 января 2011 года для большинства работодателей совокупный тариф страховых взносов вырастет с 26 до 34 % от фонда заработной платы, а для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, — с 14 до 34 %. Разумеется, одним из вполне вероятных ответов предпринимателей на данную меру будет либо уход в тень, либо закрытие бизнеса. А значит, мы можем стать свидетелями роста теневой экономики, сокращения заработных плат (формального или реального) и при самом худшем сценарии — увеличения безработицы. Обеспокоенность субъектов МСП связана и с тем, что в 2011 году наряду с налоговыми органами к финансовому контролю за деятельностью налогоплательщиков подключатся органы внебюджетных фондов. Помимо налоговой инспекции за бизнесменами теперь будут «присматривать» также органы Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования, которые получат полномочия взыскивать с предприятий суммы неуплаченных страховых платежей. Таким образом, число органов, контролирующих бизнес, увеличится. Что важно, эти новые контролеры будут действовать за рамками системы органов исполнительной власти. Предприниматели опасаются, что из-за этого обстоятельства их ответственность за злоупотребления окажется размытой.
Предпринимательское сообщество убеждало власти повременить с повышением страховых взносов на два-три года, однако надежде на отсрочку не суждено было сбыться. В конце октября депутаты Госдумы приступили к первому чтению проекта федерального бюджета на 2011–2013 годы, бюджетов Пенсионного фонда, Фондов социального и обязательного медицинского страхования, а также ряда связанных с ним законопроектов. Министерство финансов в лице А. Л. Кудрина дало понять: новая ставка страховых взносов — один из основных столпов бюджета, главный способ борьбы с нарастающим дефицитом Пенсионного фонда. Единственной альтернативой этой мере, по мнению главы Минфина, могло бы стать повышение пенсионного возраста. А на такой болезненный шаг правительство пойти не готово.
Кстати, грядущий рост страховых взносов непосредственным образом затронет бюджеты субъектов Федерации. Увеличение страховых взносов приведет к сокращению облагаемой базы по налогу на прибыль, поступающему в региональные бюджеты. Особенно актуально это будет для тех субъектов РФ, где налог на прибыль играет существенную роль в доходах бюджета. Например, в Татарстане, бюджет которого был вынесен на рассмотрение регионального парламента в начале ноября, свои потери по налогу на прибыль в 2011 году оценивают примерно в 4,2 млрд руб.
Динамика
Трудно сказать, в какой мере негативный эффект от повышения страховых взносов смогут перевесить меры господдержки сектора малого бизнеса. Между тем за последние годы государство уже создало целый набор соответствующих механизмов как федерального, так и регионального значения. Пожалуй, центральную роль здесь играет Министерство экономического развития, с 2005 года субсидирующее региональные программы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства. В 2005–2008 годах на эти цели из федерального бюджета выделено более 21 млрд руб. Примечательно, что более 20 % данной суммы получили Москва и Республика Татарстан. В регионах эти средства использовались на создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов, технопарков и т. п.), а также субсидирование процентной ставки по привлеченным предпринимателями кредитам и реализацию различных обучающих программ. В 2009 году в рамках антикризисного пакета мер МЭР потратило на гранты начинающим предпринимателям, развитие микрофинансирования, субсидирование процентов по кредитам и капитализацию созданных в регионах гарантийных фондов почти 9,2 млрд руб.
Оценить в целом, а тем более точно «взвесить» влияние конкретных государственных мер поддержки на состояние сегмента малого и среднего предпринимательства достаточно сложно. Например, по оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в 2009 году около трети прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства было обеспечено за счет бюджетных средств, и в основном — за счет программы содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (Минздравсоцразвития) и программы поддержки начинающих предпринимателей (МЭР).
Возможно, большую ясность в картину сможет внести запланированная Росстатом на 2011 год «перепись» малого и среднего бизнеса. Тем не менее можно констатировать, что по официальным данным в кризисный 2009 год количество малых предприятий, включая микропредприятия, выросло на 20 % и превысило 1,6 млн. В то же время общий объем их оборота по итогам 2009 года составил около 16,9 трлн руб., что с учетом индекса потребительских цен на 17 % ниже показателя 2008 года. Эти цифры свидетельствуют о сжатии сектора малого предпринимательства в результате влияния кризиса.
Не слишком обнадеживающими выглядят и данные, опубликованные НИСИПП по итогам первого полугодия 2010 года. Они говорят о сокращении количества малых предприятий на 5,7 % и снижении численности занятых на них в целом по стране на 3,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время внушающим оптимизм эксперты этой организации считают рост оборота малых предприятий за указанный период более чем на 8 %.