Сертификация пищевой и парфюмерной продукции станет необязательной для российских предпринимателей. Правительство уже подписало постановление, отменяющее эту норму. Однако большинство экспертов убеждены, что российский рынок пока не готов к самоконтролю. Тему продолжила Евгения Еремина:
"Обязательная сертификация пищевой и парфюмерной продукции отменяется с 15 февраля. Производителям для получения разрешения на продажу больше не придется тестировать свои товары в сертификационных центрах. Вместо этого будет достаточно задекларировать продукцию, тем самым подтверждая ее безопасность и качество. Это решение уже назрело давно – отмечает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. По его словам, административная нагрузка на бизнес станет меньше, а интересы потребителей не пострадают:
"Все эти сертификаты можно было купить. Они не гарантировали параметры безопасности пищевой и парфюмерной продукции. В России много товаров, для которых нужно отменять сертификацию и переводить в режим декларирования. Большую ответственность получает на себя сам производитель. Он декларирует безопасность. И сократится объем административных издержек, поскольку проходящие возможные процедуры экспертных заключений, получения справок – расходы непроизводительные, они попадали в цену конечного товара".
Диаметрально противоположного мнения придерживается юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова. По ее словам, отмена обязательной сертификации приведет к резкому увеличению не только некачественных, но и небезопасных товаров:
"В настоящий момент, как показывает практика, рынок не готов выпускать довольно качественную продукцию, удерживать все это на надлежащем уровне, поэтому позволить на данный момент продавцам, изготовителям выпускать продукцию бесконтрольно - эта мера принята рано. Будет более проблемно, чем сейчас доказывать, что продукт был некачественный.
Сама по себе отмена сертификации – не катастрофа, отмечает директор Ростеста Алексей Медников. Однако прежнюю систему ответственности предпринимателей нужно менять коренным образом, иначе прилавки заполнятся контрафактным товаром:
"Сейчас практически отсутствует ответственность производителя, импортера, дистрибьютора на рынке за продажу фальсифицированной, контрафактной и просто опасной продукции, потому что те штрафы, которые прописаны в КоАПе, они удивительны. Штраф 1-2 тысячи рублей, а на юридические лица – 10-20 тысяч рублей. Заплатить этот штраф не представляет никаких проблем для недобросовестных предпринимателей".
По словам Медникова, ответственность предпринимателей стоит увеличить в десятки, и даже сотни раз. При этом контроль за рынком должен быть многократно усилен, чтобы бизнесмены понимали неизбежность наказания.