Планирование деятельности уже давно вошло в практику не только в крупном и среднем бизнесе, но и на малых предприятиях. Всегда важно хотя бы приблизительно оценить возможные варианты развития событий и потенциальные направления деятельности в средне- или долгосрочном периоде, предвидеть и уменьшить влияние некоторых факторов риска. А главное планирование помогает предусмотреть необходимую гибкость и способность своевременно реагировать на изменение внешней среды организации.
Естественно, текущий экономический кризис наложил свой отпечаток на планирование деятельности, особенно в малом бизнесе. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства провел опрос руководителей малых предприятий в четырех субъектах РФ на предмет того, как далеко они смотрят в будущее. Данные проведенного исследования говорят о том, что, в сравнении с 2007 годом, в году 2009 горизонт планирования на всех малых предприятиях (за исключением лишь тех, которые находятся на стадии роста) сократился. С 3,7% в 2007 г. до 1% в 2009 г. сократилось число руководителей МП, рассматривающих свой бизнес в 3-5 -летней перспективе. В то же время резко возросла доля тех, кто планирует свою деятельность не более, чем на полгода вперед (49,3% в 2009 г. против 15,7% в 2007 г.). Это еще раз подтверждает, что кризис нанес сильный удар по стратегическим планам МБ.