Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Твердое НЕТ проекту краевой программы развития и поддержки предпринимательства. Интернет-портал "Mega-mir.com"

Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей решительно выступило против проекта программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы", потребовав отправить ее не доработку и увеличить финансирование в разы. Редакция интернет-портала Mega-mir.com публикует проект выступления на коллегии правительства Хабаровского края председателя правления ДВОПП Е.Шулепова.

Уважаемый Вячеслав Иванович!

Уважаемые члены коллегии Правительства края, коллеги!

По оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Хабаровский край по количеству малого предпринимательства на 100 тысяч жителей на 1 января текущего года, находится на 71 месте, среди 83 субъектов Российской Федерации. На 75 месте по среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, на 63 по обороту на одно предприятие. По инвестициям в основной капитал – на 75 месте. Для сравнения. Приморский край по первому показателю – на 6 месте, по занятости – на 41, по обороту – на 44, только по инвестициям приморчане чуть-чуть нас опережают – на 71 месте. Поэтому показателю Еврейская автономия находится на первом месте среди субъектов Дальневосточного федерального округа, и на 37 месте по России.

Цели обсуждаемой здесь программы – хорошие слова. Правда, сложно понять, как на 25-30 млн. руб. в год, выделяемых краевым бюджетом, создать благоприятные условия функционированию и развитию малого и среднего предпринимательства, повысить его роль в развитии края? Это все равно, что на метле полететь на Луну. Цель конкретна. Предлагаем утвердить цель настоящей программы: «Правительство края, на основе государственно-частного партнерства, взаимодействия с деловым сообществом добивается: роста регионального валового продукта, производимого малым и средним бизнесом, занятости населения края на ? процентов в год. Увеличения производства сельскохозяйственной продукции на ? процентов. Снижения уровня теневой экономики на ? процентов, и т.д.» Соответственно ставятся задачи, разрабатывается план мероприятий. Определяются источники и объемы финансирования. Назначаются исполнители.

Рост количества самозанятых жителей края, субъектов малого и среднего предпринимательства – это только способ достижения цели. Поверьте, если нашему Объединению арендодатель даст право предоставлять юридический адрес начинающим предпринимателям, мы и без этой программы обеспечим планируемый рост субъектов МСП. Генеральным направлением, приоритетом программы должно стать выявление и поддержка развитию бизнеса социально ответственной части краевого предпринимательства. Они, в отличии от своих конкурентов, стремятся исполнять законы. Добровольно инвестируют средства, знания, время в формирование нормального делового климата. Являются опорой руководства края, органов государственного и муниципального управления в искоренении коррупции, ее источника – теневой экономики. Поэтому, испытывают всю тяжесть давления некомпетентных чиновников и лихоимцев всех мастей. Социально ответственные предприниматели, как правило, активные участники и инвесторы строительства структур делового сообщества.

Типовая для Хабаровского края проблема. Сергей Плешаков, директор Хабаровской краевой общественной организации «Зеленый дом» в мартовском номере журнала «Эксперт» в статье «Фарш с препятствиями» показал картину-быль, как его организация реализовала бизнес-проект по созданию кооператива по переработке мяса небольшой частной свинофермы, находящейся в 160 км от краевого центра. Из потраченных в один миллион пятьсот пятьдесят тысяч рублей инвестиций, 70 % организация потратила на преодоление административных и монопольных барьеров. И всего треть из этой суммы затратили на организацию производства. Девять волонтеров четыре месяца монтировали и налаживали оборудование и девять месяцев преодолевали барьеры, созданные федеральными надзорно-разрешительными органами. С выводом Сергея Плешакова я не согласен, однако, его озвучу: «Ни один сельский житель, даже объединившись с другими десятью – да десять раз по десять – жителями, не в состоянии пройти этот путь». Это при том, что возглавляемая господином Плешаковым организация распоряжалась благотворительным грантом, покрывшим треть издержек бизнес-проекта, использовала безвозмездный труд девяти человек. И все это происходит потому, что ответственность за эффективность хозяйствования, показателем которой является прибыль и рентабельность, несет 7% предприимчивой части населения края. Жители края, получающие зарплату из бюджета, от такой ответственности освобождены. В предпринимательстве сложилось твердое мнение, что родное государство говорит одно, а фактически, целенаправленно тормозит развитие сектора реальной экономики. Поэтому, совершенствование организации государственного управления создание системы выдачи разрешений и согласований «Одно окно» должно стать стержнем настоящей программы Правительства края.

Правление нашего Объединения предлагает - небольшие средства, которые планируется выделить из краевого бюджета на реализацию мероприятий программы, актуализировать на вопросах формирования доверия в деловой инвестиционной культуре. Бюджет не сможет заменить роль банка, делового партнера, кошелек жителя края. Из краевого бюджета огромные средства, например, выделяются на функционирование учреждений культуры и образования края. Важно, чтобы настоящие бюджетные инвестиции стимулировали самодеятельную экономическую активность населения края. Где на первом месте стоит заповедь: «Прибыль важнее всего, а честь дороже прибыли». Функциональная задача программы, чтобы каждый житель края, вступающий на дорогу предпринимательства, проникся принципами ведения дела. Поэтому, актуальна поддержка ветвями власти - от законодательной до средств массовой информации края - процесса консолидации предпринимательства в структуры предпринимательского сообщества. Основная функция которых – строить отношения с властью и партнерами, инвесторами, жителями края, искоренение барьеров предпринимательству, защита прав и законных интересов своих членов, на основе настоящих принципов. Правовой нигилизм, слагаемый из действий чиновников и поступков субъектов криминального бизнеса, подавляющий инвестиционный климат, власть не искоренит, даже увеличив в сто раз армию надзирательных и контролирующих чиновников. Когда 2 предпринимателя из сотни - члены общественных предпринимательских, работодательских объединений, ассоциаций объединяющих предприятия, саморегулируемых организаций. Например, мне, руководителю общественной организации, с 20-летним управленческим стажем, трудно ответить на вопрос потенциального члена нашей организации с установкой «безбилетника»: «Зачем мне быть членом Объединения, если мои членские взносы будут использованы на устранение барьеров предпринимателей, не являющихся членами Объединения?» Закон управления – не устранив общей проблемы, нельзя решить частную задачу, в существующей мотивации не работает. Ответы про: специализацию; кооперацию; интеграцию; консолидацию считают словоблудием. Властям края, начиная с органов местного самоуправления, следует научиться управлять развитием административного образования через организации, объединяющих руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей. И, если таких организаций нет, нужно содействовать их образованию. Постоянно думать, как помочь развитию бизнеса членов таких структур.

Поэтому, практический смысл мероприятий краевой программы развития и поддержки МСП в поддержке структур предпринимательского сообщества края, образованных по общему, территориальному и отраслевому признакам. Эта проблема должна занять второе место в задачах программы.

Предприниматель – собственник, самый законопослушный хозяйствующий субъект. Поэтому, четвертой задачей программы должна стать дебюрократизация земельных отношений. Реализация 159-ФЗ. Чтобы каждое малое предприятие получило возможность инвестировать в строительство собственного недвижимого имущества. Считаем актуальной поддержку Правительства края в создании инфраструктуры кредитных потребительских, строительных кооперативов, обществ взаимного страхования, тем самым, реализовать принцип – научился плавать, помоги товарищу. Для чего саморегулируемым структурам поддержки представлять помещения по самым низким ставкам аренды.

Принимая настоящую программу, нельзя обойти издержки коррупции. Считаем, характеристика деловой репутации, выданная руководителю предприятия, индивидуальному предпринимателю общественной организацией, должна предшествовать диалогу бизнесмена с чиновником. Предлагаем включить в конкурсные комиссии по гос-мупзакупкам полномочных представителей структур делового сообщества. Перед МСП возникает другой барьер. Финансовые издержки, обязательные для членов саморегулируемых организаций.

Программа должна дать ответ - почему государство делает то, что должен делать крупный бизнес, подобно американским компаниям «Эксон» и «Сахалин Энерджи»? Важно, чтобы субъект такого бизнеса края создавал себе социальную опору из местного малого предпринимательства. Это относится также к филиалам, дочерним предприятиям московских бизнесменов. Яркий, но негативный пример. В финансировании мероприятий профессионального праздника День российского предпринимательства, смысл которого – привить уважение к предпринимательскому труду, не зависимо от размеров, организационно-правовой формы предприятий, приняли участие, в основном, члены нашей организации и единицы от крупного бизнеса. Это руководство «Сбербанка», «Дальтехгаза», «Далькомбанка», «Региобанка». Задаю местным олигархам вопрос: «Почему такое равнодушие к нашему празднику?». Заявляют: «Я не предприниматель. Я - гендиректор завода, парохода... В провинциальные игры не играю…». Только психиатры, могут определить чего в такой реакции больше: социального иждивенства или экономического жлобства. Разрушают взаимообусловленность и взаимозависимость развития малого, среднего и крупного бизнеса. Предприниматели критикуют порядки в определении исполнителей гос-мупзаказа. Закономерно, ведь цена вопроса более 20 млрд. рублей. Но, разве кто-то опровергнул распространенное мнение про откатные схемы при закупках товаров и услуг, осуществляемых предприятиями крупного бизнеса? Постоянно читаю местные газеты, и редко встречаю объявления, где, лидеры краевого бизнеса через публичный аукцион, конкурс, тендер ищут среди МСП края ответственных исполнителей собственных производственных программ. Мера, способная стимулировать развитие законопослушного субъекта МСП. Правительству края надо «помочь» крупному бизнесу понять, что обоснованное требование о снижении налоговой нагрузки, находится в распоряжении субъектов малого и среднего предпринимательства. Будут последние платить налоги, произойдет отмена НДС, снижение ЕСН и других налогов. Благодаря черному налу, конвертным зарплатам, крупный бизнес уже плохой конкурент на рынке рабочей силы, и тем более, в решении задачи трех «И» - инновации, инвестиции, интеграция. Поэтому, вовлечение крупного бизнеса в реализацию настоящей программы должно стать задачей программы Правительства края.

Императив программы – помогать всем, и никому по одиночке. Если это не инновационный бизнес-проект. При этом, мнение независимых экспертов – обязательно. Развитие малого предпринимательства находится в прямой зависимости от благосостояния населения края. Треть населения проживает в сельских поселениях, где среднедушевые доходы в два-три раза ниже, чем в таких городах края, как г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, г. Ванино. Поэтому, считаем, задачей настоящей программы должна стать грант-поддержка кооперативного закупочно-сбытового движения в Бикинском, Вяземском, им. Лазо, Амурском районах. Нужен механизм страхования краевым фондом поддержки предпринимательства рисков банков, кредитующих инновационно-инфраструктурные бизнес-проекты МСП.

Вопрос, а каким знанием о проблемах МСП при подготовке настоящей программы располагало Минэкономразвития края? Назвать поверхностными – ничего не сказать. Что знает руководство, общественность края, например, о теневой экономике в целом, по отраслям, по видам предпринимательской деятельности, вплоть до каждого налогоплательщика? Говорим: «Большая!» Изучая план мероприятий программы, Правление нашей организации не увидело в них место и роль министерств края, краевых федеральных органов власти. Например, МСП вправе знать, какую земельную политику будет реализовывать Минимущество в программный период. Аналогичный вопрос можно задать Минстрою, Минздраву, Минобразования, Минсоцзащите, Роспотреб, Сельхоз и прочим «надзорам». Поэтому, подобные программы, принимаемые органами местного самоуправления, без грустной иронии читать невозможно. Их лучше назвать похоронным ритуалом. Но, согласно 131-ФЗ, развитие и поддержка малого предпринимательства – обязанность местного самоуправления.

Следующей задачей мероприятий программы должно стать госзаказ ученым на исследование барьеров предпринимательства, непроизводственных и организационных издержек, мотивации, нравственных табу субъектов малого и среднего бизнеса. Учитывая, что в приоритетах социально ориентированной бюджетной политики, развитие и поддержка МСП находится на последнем месте, предлагаем минимум треть выделенных средств направить на вооружение МСП края знаниями, т.н. информационной удочкой. Для чего предоставлять гранты: предпринимательским объединениям и ассоциациям для создания информационных сайтов; краевым средствам массовой информации на пропаганду мер, улучшающих предпринимательский и инвестиционный климат; инициативным группам для организации общественных предпринимательских объединений в городах и районах края.

В заключении.

Уважаемые члены Правительства Хабаровского края!

Качественного развития малого и среднего предпринимательства, его вклада в сводный краевой бюджет, с 10% до уровня занятых в этой сфере экономики, нельзя добиться, если умеющий плавать, не будет учить не умеющего плавать. Реальность такова. В крае действует 38 тысяч хозяйствующих субъектов и 33 тысячи индивидуальных предпринимателей. Итого, 70 тысяч. Сколько шабашников – знает только Бог. А организованно взаимодействует с властью по вопросам устройства делового климата, едва наскребем 1,5-2 тысячи руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей. При таком состоянии организации и структуризации малого, среднего, крупного предпринимательства, крайне сложно решать задачу социально-экономического развития края. Выражусь откровенно – нельзя в принципе. Поэтому, 209-ФЗ в полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации прописано: «содействовать деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы МСП, развитию межрегионального сотрудничества МСП». Для чего наша организация пытается поставить на ежегодную основу проведение съездов полномочных представителей предпринимательских организаций Дальнего Востока.

Проблему, по инициативе нашего Объединения, Правительство края рассмотрело на заседании коллегии ровно четыре года назад. Приняло постановление № 163. Тогда мы убеждали руководство края, с чем оно согласилось, что без самофинансируемых структур делового сообщества невозможна эффективная организация управления развитием края. Невозможна консолидация позиций власти, партий, работодателей и профсоюзов по вопросам налого-бюджетной политики, искоренению криминального бизнеса. Уже тогда Правительство края согласилось с предложением, что административный ресурс необходимо направить, чтобы каждый руководитель предприятия, индивидуальный предприниматель инвестировал время, знания, средства в самодеятельные предпринимательские организации, без которых не может быть цивилизованного лоббизма, экспертного сообщества, как следствие - удовлетворительного делового климата. Однако, как и четыре года назад, сегодня в предпринимательской среде доминирует мнение, что нет эффективней «тет-а-тет» отношений с чиновником, баула с черным налом. Четыре года безуспешно предлагаем механизм – диалог предпринимателя с представителем власти, должна предварять рекомендация структуры делового сообщества. Оградить государственную и муниципальную закупку от коррумпированного субъекта, которую сделать без экспертизы самих участников борьбы за госмупзаказ, без структур предпринимательского сообщества, невозможно. Предлагаем задуматься о реакции чиновников, официально отвечающих – участие в этом процессе структур предпринимательского сообщества законом не предусмотрено. Обращаемся к Минэкономразвития с предложением о введении представителей Объединения в кредитный Совет краевого фонда поддержки и развития предпринимательства, чтобы бюджетные деньги не выделялись бизнесменам, которые в них не нуждаются, чтобы выделенные гроши были использованы с максимальной пользой – аналогичный ответ. К чему ведет игнорирование критики, предложений структур бизнес-сообщества, показала переоценка кадастровой стоимости земли. Только, когда чиновники стали получать тысячи протестных обращений от руководителей предприятий, предпринимателей – бюрократическая машина зашевелилась. Или взять реализацию 159 федерального закона – мечты каждого арендатора краевого и муниципального имущества. Поэтому, уважаемые члены Правительства края, предлагаем, в корне пересмотреть настоящий проект краевой программы. Увеличить ежегодное бюджетное финансирование программы, в сумме 200-250 млн. рублей. Доходы краевого бюджета от МСП, вырастут в разы…

Правление ДВОПП выражает признательность за конструктивную критику проекта краевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы". Не оставайтесь в стороне! Сделаем наш край процветающим!

Председатель Правления ДВОПП Евгений Шулепов