Помогать российским регионам собираются всем миром. Всемирный банк заявил о готовности поддержать наиболее нуждающихся. Кризис действительно снизил доходы региональных бюджетов и наиболее сильно сказался на 7 субъектах Российской Федерации. Впрочем, не столь катастрофично, как предсказывали некоторые специалисты. Вместе с тем, главной проблемой регионов остается не кризис, а дележ доходов с центром. Возможно, пришло время реформировать систему субсидирования регионов.
Всемирный банк (ВБ) может предоставить поддержку российским регионам, наиболее пострадавшим от кризиса. Такое заявление сделал глава представительства ВБ в России Клаус Роланд.
Роланд отметил, что ВБ совместно с российскими властями проведет исследование, какие регионы сильнее всего пострадали от кризиса и нуждаются в помощи. По его словам, исследование может занять несколько месяцев. «Как будет осуществляться поддержка, будет решено по результатам работы миссии ВБ», - цитирует слова Роланда Интерфакс.
Пугающие прогнозы о скором коллапсе в российских регионах звучали еще в начале весны. Особенно страшные перспективы субъектам рисовал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. В начале марта он заявлял, что экономика регионов России может рухнуть через месяц. Такие прогнозы, похоже, не сбылись.
Тем не менее, у регионов, очевидно, есть проблемы, так как доходные части бюджетов многих из них сократились. Сегодня неясно, как местным властям финансировать большую часть взятых на себя обязательств, рассказал в интервью Bigness.ru эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов.
По данным Минрегионразвития, на 10 апреля текущего года, в наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов, как: Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Челябинская области.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов снизились в 5 из 7 этих регионов. Снижение в целом составило 11.2% (в то время как по России отмечен прирост на 4.2%). Наибольшее снижение доходов наблюдалось в Челябинской области – на 32.5%, Кемеровской области – на 15.9%, Пермском крае – на 12.1%.
По словам эксперта НИСИПП, пострадали в большей степени те регионы, где развито промпроизводство, так как нынешний кризис характеризуется именно спадом в промышленности.
Например, проблемы в Самарской области во многом объяснимы проблемами АвтоВАЗа. Российский автогигант сократил объем работ (из-за колоссального падения спроса на автомобили в России), что не могло не повлиять на наполнение бюджета области. Пострадали и те регионы, где уровень диверсификации экономики был невелик в целом.
Отметим, что, по данным Минэкономразвития, во всех упомянутых выше регионах промышленное производство в феврале 2009 года к февралю прошлого года снизилось более чем на 21.8%, что значительно больше среднероссийского снижения (на 13.2%).
Потребление электроэнергии снизилось больше, чем в среднем по России (на 4.8%). Строительство снизилось более чем на четверть (в среднем по Российской Федерации объем строительных работ снизился на 20.7% к февралю 2008 года).
Объем розничного товарооборота в феврале снизился в 6 из 7 этих регионов, в том числе в трех регионах – больше, чем в среднем по России.
Однако в кризис у субъектов остается и другая, давняя, но не менее важная проблема, связанная с перераспределением средств. Дело в том, что в России имеет место централизация бюджетных доходов. Иными словами, львиная часть налоговых поступлений идет мимо региональных бюджетов в федеральный.
Справка:
Налоги и сборы (а также доли от них), поступающие в федеральный бюджет: доля 12,5% от налога на прибыль организации (20%); НДС (18%); акцизы на товары; таможенные пошлины;
30% (от полного объема) налога на доходы физических лиц (13%); ЕСН; НДПИ; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственные пошлины.
Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог; доля 87,5% от налога на прибыль организаций; доля 70% налога на доходы физических лиц (13%).
Местные налоги и сборы: Земельный налог; налог на имущество физических лиц.
«Центр забирает большую часть на себя и потом распределяет в форме субсидий. А вот решения по части предоставления субсидий зачастую затягиваются», - рассказал А. Шестоперов. Выделение обратных субсидий происходит отнюдь не оперативно.
Например, показательна ситуация с поддержкой малого предпринимательства, рассказал А. Шестоперов. Средства по регионам на поддержку этого сегмента выделяются в рамках конкурсного отбора по следующей схеме: Минрегионразвития объявляет конкурс; регионы подают заявки на участие; заявки оцениваются; публикуется рейтинг регионов, в соответствии с которым выделяются субсидии.
Так вот, по словам эксперта НИСИПП, до сих пор средства выделены не были, так как 13 марта были озвучены лишь предварительные результаты.
Что касается собственно помощи со стороны Всемирного банка, наш собеседник высказал сомнения в эффективности поддержки также с точки зрения администрирования. По словам А. Шестоперова, проведение мониторинга регионов и поиск наиболее нуждающихся займет достаточно много времени.
«Может быть, нет смысла осуществлять международные заимствования, эффективнее было бы разобраться с межбюджетными отношениями», - считает эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Лучшей помощью регионам будет совершенствование системы администрирования, заметил А. Шестоперов из НИСИПП. Это касается и антикризисных мер. В России зачастую принимаются «здравые решения, но механизмы реализации, конкретные сроки осуществления, и меры ответственности за исполнения прописаны не всегда», - пояснил эксперт. Отчасти поэтому процесс осуществления мер поддержки становится очень забюрократизированным.
Дарья Юрищева