Проблемы отечественного малого бизнеса на минувшей неделе были выведены на самый высокий уровень. «Мы планируем и дальше поддерживать различные отрасли экономики, в том числе промышленность, малый бизнес...» — заверял депутатов министр финансов Алексей Кудрин с трибуны Государственной Думы. Но не верит заверениям Кудрина заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский, который считает, что «Правительство ничего не делает для малого бизнеса».
Нам ближе депутатская позиция. И не в силу того, что мы парламентское издание, а в силу здравого смысла. Ну согласитесь, что поддержка малого предприятия кредитом с 24-процентными годовыми сравнима со спасением утопающего с помощью морского каната — канат утянет под воду несчастного.
А ещё нам симпатична позиция председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгения Фёдорова, который предлагает отказаться на ближайший год от любых проверок малого бизнеса. Необходимые законы для защиты и развития малого бизнеса, по его словам, приняты, и сейчас важно подкрепить их конкретными мероприятиями, чтобы законы заработали и неукоснительно соблюдались. И наиболее действенное из таких конкретных мероприятий, когда не можешь помочь материально, лучше всего не мешать бизнесу выплывать. Спасение утопающих, известно, чьё дело...
Тень мирового кризиса всё гуще накрывает отечественный бизнес. В том смысле, что он начинает уходить в тень. И первыми в ней исчезают самые маленькие и беззащитные, но при этом самые нужные.
Малый бизнес в полной мере ощутил на себе резкое сокращение банковского кредита и снижение покупательского спроса. Если возил бизнесмен напитки в десять ресторанов, теперь возит в пять, кормил в кафе сёмгой — теперь предлагает «антикризисный» салат из консервированного лосося. Зарплата опять раздаётся в конвертах, а на закупку того же лосося приходится брать деньги не в банке, а у дяди, перед которым «за базар ответишь». И всё равно сокращение штатов, свёртывание инвестиционных программ и закрытие предприятий в малом бизнесе идёт угрожающими темпами.
Угрожающими, потому что малый бизнес у нас и так находится на задворках. По статистике он даёт меньше 15 процентов ВВП против 70 в развитых странах. Почему так упорно богатые государства, имеющие множество гигантских корпораций, создают условия для того, чтобы любой экономически активный гражданин мог в любое время открыть своё дело? Потому что малый бизнес — это спасение от безработицы, это рассасывание общественного недовольства, это раскрытие творческого потенциала народа.
Последние 17 лет в России со всех трибун звучит заклинание: надо развивать малый бизнес. А он всё не развивается, как заколдованный. В 2006—2008 годах принято новое законодательство, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Вроде и результаты какие-то есть — свыше миллиона предприятий, втрое больше индивидуальных предпринимателей. Это по статистике. А ощутимого роста нет. Были тенденции к росту, но теперь и они сплыли.
Причина первая — начинающему предпринимателю неоткуда взять стартовый капитал. Причина вторая — если бизнесмен хочет расширить своё дело, у него нет залога для того, чтобы взять кредит в банке. Ибо наши банки требуют залоги, превышающие стоимость кредита. Сколько я ни разговаривала с банкирами, искренне желающими кредитовать малый бизнес, все утверждали: надо ждать, пока население разбогатеет. Да как же оно разбогатеет? Наоборот, как говорил принц Гамлет, «пока травка подрастёт, лошадка с голоду умрёт». Проблема казалась безвыходной. Но Россия такая страна, что в ней всегда найдутся умники, которые обнаружат неожиданный выход.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства недавно распространил среди заинтересованных лиц анализ ситуации в малом бизнесе. Эксперты обратили внимание, что в нашей стране возникли и успешно развиваются так называемые гарантийные фонды или фонды поручительства, которые выступают гарантами перед банками за тех, кто желает взять кредит на развитие малого бизнеса. Начиная с 2006 года они созданы уже в 23 регионах страны на средства госбюджета. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском округе. Суммарный капитал этих гарантийных фондов пока что смехотворно мал — 3,3 млрд руб. Но благодаря им малый бизнес получил кредитов на 5 млрд руб.
Почему не помогают государственные программы, направленные на расширение кредитования малого бизнеса через банки? Потому что банки не дают кредит на уставный капитал, требуют залог или поручительство. Проще банкам отнести эти деньги на валютную биржу и заработать на курсовой разнице, что и происходит. Почему никак не станут дрожжами для малого бизнеса венчурные фонды? Потому что они дают деньги только изобретателям, а на кафе или парикмахерскую — никогда. И только гарантийные фонды, по сути, не тратя своего капитала, выступают поручителями или предоставляют первоклассный залог для банков, даруя, наконец, возможность малому бизнесу получать живые деньги.
Хочется верить, что, наконец, у нас найдена действенная формула для эффективного развития малого бизнеса. Пусть скромный капитал пока у гарантийных фондов, да и мало их, доступ к ним затруднён. Но данную форму надо развивать, такие фонды следует плодить и размножать, укреплять специалистами, накачивать их, а не банки деньгами из госбюджета, чтобы помогали они получать кредит не только на развитие малых предприятий, но и на их создание.
И вторая важная задача для государства, на которую обращают внимание эксперты института: в условиях кризиса государству необходимо увеличить объёмы федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. Пока стоимость одного такого заказа не превышает трёх миллионов рублей на работы и товары и двух миллионов рублей на услуги, но с учётом кредитных проблем, размер заказов и их количество можно увеличить.
Вот эти два рычага — гарантийные фонды и госзаказ — потенциально способны решить главные финансовые проблемы малого бизнеса. А все остальные трудности — административные барьеры, информационный голод, рейдерство, свирепость налоговиков — бизнес преодолеет сам.
Елена Чернова