Сомнительные проекты правительственных чиновников бессильны против нее
Заместитель главы Минздравсоцразвития Максим Топилин заявил, что прогнозирует уровень безработицы в России на 2009 год в 2,2 миллиона человек, но эта цифра может быть превышена. Напомним, что чуть ранее руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций, выступая в эфире "Эха Москвы", честно признался: "Статистика – та, которую нам дает Росстат, характеризуется тем, что сейчас число граждан, которые не имеют работы и находятся в поиске, примерно около 6 миллионов человек".
При этом официальные данные, как это часто у нас бывает, резко расходятся с данными независимых источников. По официальным данным, за октябрь-ноябрь прошлого года был уволен 1 миллион человек, а за декабрь – 800 тыс. А вот источник неофициальный – ФОМ. Согласно проведенному им перед новым годом опросу, в декабре было уволено 2,1 миллиона человек. А тех, кто сам отнес себя к безработным, было 7,9 миллиона (между прочим, это – 11% от экономически активного населения). А вот результаты опроса международной рекрутинговой компании "Antal International": по доле компаний, увольняющих специалистов и менеджеров среднего звена или планирующих сокращения в I квартале 2009 года, Россия оказалась на 1-м месте среди стран, где проводился опрос.
Кто после этого может поверить в рассказы о двух с небольшим миллионах безработных в 2009-м году?
Цифры, скажем прямо, не радуют, однако ими не исчерпывается трагизм ситуации: кризис так или иначе переживали самые разные страны, и весь вопрос оказывался в том, какой ценой им удавалось его преодолеть.
Во время Великой депрессии президент США Франклин Делано Рузвельт и его советники нашли способ преодоления кризиса. "Новый курс" Рузвельта был построен на поддержке малого бизнеса, прежде всего, фермерских хозяйств, общественных работах и прочих мерах помощи безработным (в первую очередь – молодежи). В тоже время более шести тысяч банков, обвинённых в нарушениях финансовой деятельности, прекратили своё существование. Между прочим, одной из мер преодоления кризиса стало начало дешёвого гражданского строительства. Еще одной мерой стало начатое в 1933 году 15-процентное сокращение фонда заработной платы федеральных ведомств (борьба с чиновниками была вскоре признана ненужной, но в США того времени госаппарат был значительно меньше, чем в современной России, а наш сегодняшний уровень коррупции американцам просто не снился).
Увы, в нашей стране перед лицом нового жесточайшего кризиса речь о "Новом курсе" не идет. 28 января замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский объявил, что на решение проблемы занятости населения в регионах в условиях кризиса планируется выделить около 74 миллиардов рублей. Почему такое заявление делает представитель Минобра, и на что пойдут эти немалые деньги? Оказывается, 15 с половиной миллиардов рублей получит Министерство образования на "опережающее обучение среди тех граждан, которые находятся под риском увольнения". По словам замминистра, в настоящее время формируется специальная база данных уволенных, подлежащих увольнению и работников "зоны риска" по субъектам РФ, отбираются программы их подготовки. Планируется сформировать банк данных таких программ опережающего обучения. И Минобр планирует на конкурсной основе отобрать учреждения образования, которые будут такое обучение проводить.
Я, разумеется, целиком за любое нормальное обучение, особенно, если мне объяснят, на что все-таки собирается Минобр потратить эти 15 с половиной миллиардов рублей. На обучение бывших офисных работников, юристов, экономистов, журналистов обращению с метлой и лопатой? Такую науку за куда меньшие деньги и гораздо быстрее трех месяцев может преподать любой сержант российской армии, отобранный безо всякого конкурса, наугад.
Что означает "специальная база данных уволенных, подлежащих увольнению и работников "зоны риска" по субъектам РФ"? Кто поверит в то, что министерские работники будут обзванивать все предприятия во всех регионах России и задавать их руководителям вопросы типа: "У вас работает Иванов? А когда вы его уволите? Ах, вы не увольняете Иванова, а увольняете Петрова? А когда?". Так куда же пойдут эти, скажем прямо, немалые деньги?
Приведем пример куда более грамотной попытки помочь оставшимся без работы людям. Как мы знаем, в январе был открыт государственный портал занятости "Работа в России". За первую неделю на нем было зафиксировано более 372 тыс. посетителей. Однако их количество вскоре заметно уменьшилось. По мнению специалистов в области рекрутинга, у этого ресурса есть шансы стать крупнейшим порталом по поиску работы в российском интернете, но конкурентом сегодняшним лидерам этого рынка он не станет. Основной задачей проекта является борьба с безработицей, а поэтому он ориентирован на рабочие специальности и нижний сегмент менеджмента среднего звена. А в России офисный работник, получавший хорошую зарплату, имевший пяток подчиненных и личный, пусть и маленький кабинет, не пойдет, даже на недолгое время, класть на стройке кирпичи, вытачивать на заводе детали или, не дай Бог, мести улицу.
Только что в Давосе премьер-министр Владимир Путин признал, что кризис обнажил слабость России, и назвал, в чем именно эта слабость состоит: чрезмерная сырьевая ориентация экономики и слабость финансового рынка. Но для борьбы с первой российской слабостью есть верное средство – диверсификация экономики и развитие малого бизнеса, который, между прочим, и трудоустроит многих безработных. Однако в антикризисных планах правительства на первом месте стоит поддержка крупных сырьевых компаний. Что касается малого бизнеса, то замглавы Банка России Алексей Улюкаев только что заявил, что он должен рассчитывать только на себя.
Осенью, когда кризис только начинался, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, профессор ГУ ВШЭ Александр Чепуренко объяснял, что лучше всего деньги в период кризиса инвестировать в нашу неразвитую инфраструктуру: "Аргументы министра финансов, – сказал тогда эксперт, – по этому поводу таковы: мы не можем вложить эти средства в инвестиции, поскольку у нас для этого не хватает инфраструктуры и строительных мощностей. Но есть ведь и контраргументы: пригласите ту же "Халибертон", строящую инфраструктурные цепочки во многих странах (это может поспособствовать смягчению наших отношений с США безо всяких политических уступок с нашей стороны). И пусть она строит у нас крупные инфраструктурные объекты. Крупная частная корпорация, проконтролировать которую легче, чем любой наш дорожно-строительный трест неизвестного муниципального подчинения".
Между прочим, в таком проекте нашли бы себе работу очень многие из тех, кого собирается учить непонятно чему Министерство образования.
А пока большие деньги будут даваться сырьевым гигантам и чиновникам под сомнительные проекты, безработица может охватить значительную часть населения. И финансовый кризис плавно перетечет в социальный, чреватый взрывом с непредсказуемыми последствиями. Не пора ли опомниться?