Москва прощается с вещевыми рынками
Через неделю - 11 июня - для российской рыночной торговли наступает "час Х". Закон о розничных рынках, подписанный президентом 30 декабря, требует от рынков до этого срока пройти перерегистрацию, обзавестись управляющей компанией, реестром продавцов и арендаторов, паспортом безопасности. Не сидит без дела и московское правительство. Как уже писала "Российская газета", мэр столицы Юрий Лужков на днях подписал постановление, направленное на реализацию федерального закона. В соответствии с ним к 2009 году в столице останется 95 универсальных и специализированных рынков. А вот рынки вещевые обречены - им осталось не больше трех лет.
Популярным это решение назвать трудно. Каким бы богатым городом ни была Москва, по данным ROMIR Monitoring, 47 процентов не самых обеспеченных горожан одеваются именно на вещевых рынках. Однако не стоит забывать: "жизнь без базара" затронет и другую заинтересованную сторону - малых предпринимателей, торгующих на Черкизовском, Измайловском, Пражском...
- Инициатива столичных властей окажет негативное воздействие на деятельность малых предприятий, - считает Алексей Шестоперов, руководитель направления "Малый бизнес" Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
Сколько их?
По словам руководителя столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, на потребительском рынке Москвы работает сегодня 1,5 миллиона человек.
Вряд ли кто-то подсчитывал, сколько среди этих людей продавцов и арендаторов с "вещевок". Тем не менее ясно, что речь идет о достаточно большом количестве людей. В столичном правительстве признают: 1,8 тысячи автобусов из 2,5 тысячи ежедневно прибывающих в мегаполис приходят на Черкизовский рынок. По приблизительным подсчетам, здесь закупают товары более 154 тысяч челноков из провинции.
Чем займется эта армия торговцев после ликвидации рынков?
Владимир Малышков уверен: арендаторы перейдут в многочисленные торговые центры. По словам руководителя департамента, сейчас в городе "строится 18 крупных торговых центров, в которых будут оборудованы спортзалы, катки, кинотеатры. Практика показывает, что такие центры очень удобны для москвичей". Но сами торговцы настроены скептически, особенно в части арендной платы.
- Часть моих коллег просто все бросит, - рассказывает Татьяна, торгующая на Черкизовском рынке. - Люди с трудом тянут плату за один уличный контейнер, переезд в торговый центр им не осилить.
Что нам стоит...
Однако сама она бизнес бросать не намерена. Не дожидаясь, пока рынок закроют, Татьяна уже договаривается о месте в соседнем торговом центре. Ее товар - люстры, и они, разумеется, подорожают. Приятельница открывает рядом "бутик". Предмет торговли прежний - китайские наряды с европейскими лейблами. Стоить они также теперь будут дороже.
Однако помимо горожан и торговцев последствия ликвидации неизбежно ощутит на себе и еще один участник процесса - малый производственный бизнес. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин не исключает, что цены после исчезновения рынков поднимутся и в магазинах. Причем на 30 процентов и больше. "Сетевая торговля у нас слишком избалована, - считает Янин, - ей приплачивают только за то, чтобы поставить товар на полку. А где взять деньги мелким производителям дешевой одежды и обуви?"
- "Температуру рынка" сегодня определяют сетевики. Но малое производственное предприятие по определению не может быть поставщиком крупной торговой сети. Ему нужны небольшие торговые компании, иначе оно просто теряет возможность сбыта, - соглашается вице-президент "ОПОРы России" Владислав Корочкин. - В этой области необходима разработка специальных государственных программ.
...центр построить
Столичные власти объясняют ликвидацию вещевых рынков необходимостью выполнения Федерального закона N 271, который предписывает управляющим компаниям использовать для торговли исключительно капитальные здания, строения, сооружения. "Названные причины выглядят неубедительно, - говорит Дмитрий Янин. - Федеральный закон предусматривает ликвидацию открытых площадок только к 2010 году. Можно было бы дать рынкам время на эволюцию".
Для инвестора строительство торгового центра дело, безусловно, выгодное, но есть здесь и подводные камни. По мнению аналитика рынка недвижимости Сергея Шведова: "Свободных площадок в городе катастрофически не хватает. Даже если землю выделят и на ней появится торговый комплекс, он может оказаться экономически невыгодным. Слишком неудачно расположен, например - на месте бывшей промзоны. Опыт такой есть".
По словам председателя КонфОП, возможно, рыночная торговля переедет в ближнее Подмосковье. А вот оптовиков это коснется точно. Москва остается крупнейшим распределительным центром, откуда товар расходится по России. Оптовикам-"челнокам" нужно где-то затовариваться.
Но пока и ближнее Подмосковье, и многие торговые центры - только будущее. Немалому числу предпринимателей, лишившихся торговых мест, придется искать новые. Алексей Шестоперов видит здесь еще одну проблему: "Как правило, продажей вещевой продукции в крупных центрах занимаются известные компании или предприятия, давно действующие на этом рынке. Площадь давно поделена между основными игроками, что, безусловно, затруднит доступ малого бизнеса к торговым точкам".
Криминальное чтиво
Есть и еще один аспект, хотя и не бесспорный.
- Это может привести к увеличению теневой составляющей в обороте малых предприятий. Предприниматели, не сумевшие приспособиться к новым условиям, начнут продажу вещевой продукции "вчерную", договариваясь с местными властями и контролирующими органами. Другими словами, вырастет уровень коррупции, снизятся налоговые поступления, - считает Алексей Шестоперов.
- Прозрачность отношений с арендаторами, позволяющая контролировать финансовые и налоговые потоки, текущие через рынки, разумеется, не вызывает энтузиазма, - говорит финансовый эксперт, попросивший не называть его имени. - Однако говорить о том, что поступления в бюджет равны нулю, надо с большой осторожностью. Другой вопрос, что учет действительно сложен, статистика не ведется. На рынках работают и предприниматели без образования юридического лица (они платят подоходный налог), и малые предприятия (ЕНВД). Присутствуют и обычные компании, которые должны платить все установленные законом налоги. Зарегистрировано все это в разных инспекциях. К тому же некоторые плательщики работают на нескольких рынках.
Эксперты не верят и в то, что переход к торговле в новых условиях поможет победить контрафакт. Любая проверка показывает: даже в престижных торговых центрах и контрафактной, и некачественной продукции более чем достаточно.
- Не будем оценивать действия московского правительства сгоряча, выставлять оценки по принципу "черное - белое", - призывает Владислав Корочкин. - Нужен серьезный анализ и с точки зрения сроков реализации постановления, и с точки зрения перспектив, которые оно предлагает. Однако "ОПОРа" неоднократно говорила о том, что административное закрытие - неверный путь реорганизации торговой системы.
Жанна Трофимова