В 2005–2006 годах Грузия намерена получить от продажи государственных объектов как минимум 550 млн. долларов, заявил вчера премьер-министр Зураб Жвания. Как считают эксперты, подавляющее большинство продаваемого достанется России. Однако на основные интересующие наш бизнес активы – железные дороги, трубопроводы и портовую инфраструктуру – вряд ли стоит рассчитывать.
О серьезной приватизации в Грузии заговорили в июне прошлого года с приходом на должность министра экономики крупного российского бизнесмена Кахи Бендукидзе, который заявил, что «продать можно все, кроме совести». Вскоре его ведомство начало переговоры с компаниями из Азербайджана, Израиля, Казахстана, России, Туркмении, Турции и Украины по поводу приватизации 372 объектов на территории республики. Выручку от продажи планируется вкладывать в экономику, в частности, в развитие энергетики, реабилитацию автомобильных дорог, строительство новых автотрасс, развитие инфраструктуры, завершение выплаты задолженностей по пенсиям и зарплате за предыдущие годы.
Первые доходы от приватизации поступят в бюджет Грузии уже во вполне обозримом будущем. Как сообщил вчера Зураб Жвания, в ближайшие месяцы правительство ожидает получить 89 млн. долларов от продажи Океанского пароходства британо-австралийскому консорциуму Armstrong Holding. Некоторые активы приобрели уже и российские компании, в частности, «Газпром» и РАО ЕЭС, однако самые «лакомые» кусочки грузинской экономики пока не проданы.
Сейчас среди наиболее вероятных иностранных участников приватизации эксперты называют компании Турции, США и в меньшей степени Греции. А вот Россию, как отмечают специалисты, там не очень-то и ждут. Виной тому – не самые лучшие отношения между Москвой и Тбилиси. Как считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, в российском участии в приватизации геополитика станет определяющим фактором. В этих условиях российский капитал, по его мнению, может пойти в Грузию в тандеме с американским, грузинским или инвестициями других лояльных президенту структур.
Тем не менее в реальности именно Россия останется главным покупателем грузинских активов, считает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. «Западные компании интересуются в основном объектами, на которых в короткие сроки можно сорвать прибыль, – пояснил он свое мнение «НИ». – А России Грузия интересна прежде всего как направление для стратегических инвестиций».
При этом эксперт отметил, что как производитель товаров Грузия для России не привлекательна. Нашему бизнесу, как подчеркнул г-н Александров, важны, в первую очередь, железные дороги, трубопроводы и портовая инфраструктура для транзита российских товаров в Иран, Турцию и другие соседние государства. А как раз этими объектами завладеть пока вряд ли удастся, поскольку грузинское правительство не спешит выставлять их на продажу.
В таких условиях вложения российских инвесторов были бы рискованными, считает аналитик ИК «Проспект» Игорь Лавущенко. Он напомнил, что Грузия пока еще страна с не очень понятной политической обстановкой, которая до сих пор не урегулировала конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Поэтому, считает эксперт, прежде всего интерес к грузинским активам будут проявлять частные компании России, легче идущие на риски. Дальнейшее участие государственных монополий тоже не исключается, но будет оно, по словам г-на Лавущенко, «умеренным».
Ольга Кондрашова