Когда ростовской пенсионерке Александре Селезневой исполнилось 70 лет, она продала квартиру и открыла свой первый магазин. Сейчас ей 76 лет и она владеет сетью из пяти магазинов и тремя оптовыми складами. Ее пример хоть и уникален, но не единичен. Пенсионеры, занявшиеся бизнесом, пытаются не столько заработать, сколько доказать окружающим, что они не иждивенцы.
До выхода на пенсию Селезнева работала учителем математики и завучем одной из школ города Белая Калитва Ростовской области. В 55 лет переехала поближе к сыну — в Ростов-на-Дону. Финансовое положение семьи было тяжелым. Двое внуков учились в школе, а старший с отличием закончил ростовское художественное училище им. Грекова. Преподаватели посоветовали отправить его на учебу в Суриковское училище, но денег на обучение у родителей не было. Это и подтолкнуло бабушку к активным действиям.
Она продала свою малогабаритную квартиру за $10 000 и переехала к сыну. Оплатив обучение внука в Москве, Селезнева стала думать, что делать с оставшейся суммой. Знакомые советовали положить деньги в банк и жить на проценты. Но доверия к банкам не было, да и Селезневой надоела работа вахтера, поэтому она решила открыть собственный бизнес.
Сферу деятельности выбрала случайно. Из-за недостатка денег семья Селезневых одевалась в комиссионных магазинах, завязалась дружба с его хозяевами. Они и посоветовали не класть деньги в банк, а открыть магазин.
В январе 1998 г. Селезнева зарегистрировалась как ПБОЮЛ и открыла первый магазин одежды секонд-хэнд в ростовском спальном районе Северный. Название для магазина предложил сын — “Станем друзьями”.
“Сначала мы Селезневой не поверили — часто же бывает, что машины, квартиры, бизнес записывают на родственников, — вспоминает сотрудник инспекции по налогам и сборам по Ворошиловскому району Ростова-на-Дону. — Но, видя, как она часами сидит в очередях, дискутирует с инспектором, стараясь вникнуть в детали, — мы отбросили свои сомнения”. Сейчас, по его словам, в городе к предпринимательнице относятся с уважением. “Она наша достопримечательность. Среди пенсионеров мало предпринимателей, особенно с таким крупным бизнесом. Если приходят — то рыночные торговцы”, — поясняет он.
Уже через несколько месяцев после открытия магазина к бизнесу подключились родственники: сын занялся договорами с поставщиками и рекламой, невестка — планированием закупок. В компании работает 22 человека — большей частью соседи, знакомые, знакомые знакомых. Предпочтение отдается учителям, а бывших работников советской торговли не принимают принципиально. “Педагоги более вежливы, внимательны к покупателям и за свое место держатся”, — объясняет Селезнева.
Сейчас в торговой сети “Станем друзьями” пять магазинов — один сток с одеждой известных марок, три секонд-хэнда, магазин одежды секонд-хэнд для детей и три оптовых склада, расположенных в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Пятигорске. Оборот розницы составляет 300 000 руб. в месяц, оптовой торговли — в пять раз больше. Но прибыль для Селезневой вторична. Главный результат, по ее мнению, — внук, закончивший Суриковское училище с отличием и теперь работающий в Нью-Йорке.
“В начале 90-х гг. многие пенсионеры занимались бизнесом, но это был скорее микробизнес — продажа урожая или связанных ими свитеров, редко — посреднические услуги. Тогда их вынуждало заниматься этим отсутствие средств к существованию”, — вспоминает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Сейчас, по его наблюдениям, все чаще встречаются случаи, когда предпринимательство становится для пенсионеров средством самовыражения, попыткой доказать, что они еще социально активны. Но такие ситуации все равно редкость.
Гендиректору компании “Прицеро-П” 92-летнему Сергею Подчайнову доказывать ничего не пришлось. Лауреат Государственной премии, бывший замминистра цветной металлургии СССР вышел на пенсию в 73 года. Сидеть без дела не смог, поэтому стал изучать целебные свойства минералов. Особый интерес вызвал минерал цеолит. На его основе Подчайнов разработал несколько продуктов — освежитель для холодильника, антимолевый порошок, дезодорант от табачного дыма и сухие духи. Изобретатель был готов передать права на их производство, но заинтересованных бизнесменов не нашлось, и тогда он решил все сделать самостоятельно.
В 1998 г. Подчайнов арендовал несколько комнат в одном из НИИ и предложил двум знакомым, которые тоже вышли на пенсию, стать компаньонами. На личные накопления они закупили партию гранулированного цеолита и материалов для упаковки. Первые несколько месяцев втроем добавляли в цеолит эфирные масла, лаванду и раскладывали порошок по пакетам. Когда первая партия была продана, наняли на работу 30 пенсионеров и инвалидов, которые стали заниматься расфасовкой дома.
Подчайнов обратил внимание еще на один минерал — шунгит, который якобы способен снимать боли в суставах, восстанавливать ослабленные функции мышц и сосудов. Чтобы повысить прибыльность, компания стала выпускать коврики-подкладки под сиденье и под ноги, пояса, спинные накладки, наколенники, в которых используется шунгит. Став обладателем мобильного телефона, Подчайнов нашел минералу еще одно применение — чехлы, защищающие от излучения аппарата.
Каждый рабочий день Подчайнов приходит в офис к 10.00 и находится в нем до 18.00, а по выходным работает над новыми изобретениями. Главным условием работоспособности он считает активный образ жизни — он избавляет пенсионеров от гнетущего состояния иждивенца, сознания собственной ненужности, расширяет круг общения.
Выходя на пенсию, многие вместе с работой и рабочим окружением теряют смысл жизни, сталкиваются с пренебрежительным отношением и замыкаются. Увидев эту проблему, директор орловского общества “Знание” Татьяна Кононыгина открыла в 1996 г. Народный университет для пенсионеров. Помимо факультетов “Дом и сад”, “Православие”, “История”, “Здоровый образ жизни” есть отделение “Экономика”. По количеству учащихся оно уступает остальным курсам, но уже несколько десятков слушателей основали собственный бизнес. Как правило, это небольшие магазинчики, есть несколько ремонтных мастерских, компания по прокату и обмену вещей. Владельцам часто уже за 70, и они не стремятся получить большую прибыль.
“По статистике, четверть нынешних пенсионеров может активно работать, а государство не пользуется этой возможностью. Сегодняшние 70-летние — это поколение целинников, тех, кто всю жизнь преодолевал преграды. У них большая тяга к общению, они самодостаточны, эти люди хотят работать, а их государство уже списывает, и это многих обижает, — говорит Кононыгина. — За рубежом к старости относятся как к периоду покоя, их привлекают к разным проектам как консультантов, советников, а у нас относятся как к иждивенцам, доживающим свои дни. Поэтому бизнесмены-пенсионеры пытаются доказать, что они не сумасшедшие надоедливые старички, а еще могут дать жару молодым”.