Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В ОЖИДАНИИ ИННОВАЦИОННОГО БУМА

В №№ 10-11 "Бизнеса для всех" мы рассказали о работе V Всероссийской конференции представителей малых предприятий, посвященной теме: "Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики". Организаторы конференции - Торгово-промышленная палата РФ, МАП РФ, объединения предпринимателей. Для участия в конференции приглашены руководители малых предприятий и структур поддержки МП из регионов, представители научных кругов и международных организаций. Сегодня мы завершаем рассказ о работе конференции. По ее итогам выработаны рекомендации, которые будут направлены в адрес Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ.

Социальная ответственность

Секцию "Проблемы социальной ответственности и безопасности малого бизнеса" вела президент Международного женского центра "Будущее женщины" Александра Очирова. Богатство еще не означает социальную защищенность, отметила она. На Западе это поняли давно, поэтому там социальные гарантии обеспечивает не только государство, но и сами предприниматели.

Малый бизнес - это прекрасный резерв для развития инициативы населения и для решения многих социальных проблем. Однако до сих пор некоторые полагают, что о социальной стороне жизни общества в одиночку заботится государство. Между тем, социальная функция в странах с рыночной экономикой заключается в перераспределении доходов, в том числе в пользу той части населения, которая не имеет возможности самостоятельно решить свои социальные проблемы. Однако и у нас малый бизнес помогает государству в решении проблем безработицы, постоянно оказывает помощь нуждающимся, причем делает это чаще всего лично, а не через какой-либо фонд, который, по идее, должен выполнять эту функцию.

Сенатор Владимир Катков рассказал о концепции социального государства, разработанной Советом Федерации и Правительством РФ. Концепция социального государства предлагает реальные пути для преодоления бедности и содержит конструктивные предложения. Речь в первую очередь идет о таких ее положениях, как обеспечение роста заработной платы и доходов населения и на их основе - роста качества и уровня жизни.

- Социальную ответственность бизнеса необходимо рассматривать в контексте социальной ответственности государства, - отметил В.Катков. - Например, если малый бизнес тратит деньги на благотворительность, ему необходимы льготы. Кроме того, государство должно решить вопрос защищенности работника в малом бизнесе. Жизнь требует объединения государственных и предпринимательских действий для решения социальных проблем. Без этого радикальных сдвигов в социальной обстановке не достичь.

Коалиция бизнеса и региональная власть

На секции "Роль территориальных ТПП и объединений предпринимателей на региональном уровне: представление и защита интересов малого и среднего бизнеса" были рассмотрены новые методы защиты интересов предпринимателей. Оживленную дискуссию вызвал проект, представленный Владимиром Буевым, вице-президентом, и Сергеем Мигиным, старшим экспертом Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Они предложили создать новую госсистему по проведению в жизнь и контролю за исполнением законов, принимаемых федеральными органами власти, и механизмы осуществления этого проекта. Суть его - в создании системы уполномоченных от федерального органа исполнения власти, которые занимались бы исключительно представительством интересов предприятий.

Директор департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Владимир Быков проанализировал ситуацию вокруг проекта закона "О саморегулируемых организациях". По его мнению, в стране еще не сложилась база саморегулирования и закон еще не прописан до конца с учетом специфики российских предпринимательских условий. Тем не менее Игорь Востриков, вице-президент Дальневосточной ТПП, говорил уже о шагах по созданию саморегулирования бизнес-среды с участием палаты и других объединений. В рамках реализации программы поддержки малого бизнеса возникла идея создания коалиции объединений предпринимателей. В нее вошли 9 крупных ассоциаций. Практический результат в том, что в течение прошлого года была разработана программа защиты интересов малого предпринимательства на 2004-2005 гг. Она определила все необходимые виды объединений, структуры поддержки МП. Программа принята и воплощается в жизнь. Роль коалиции как субъекта реализации взаимодействия бизнес-ассоциаций края в том, что она становится инструментом, способным влиять на региональную власть. Коалиция способствует взаимодействию предпринимательских сообществ и координирует их контакты с зарубежными коалициями. Вот и ТПП Дальнего Востока в рамках коалиции участвует в работе коллегий администраций на местах.

Ольга Ноздрина, зампред Приморской ТПП, поделилась возможностями, открывающимися благодаря созданию коалиции бизнес-сообществ на этой территории. Коалиция участвует в составлении краевой программы поддержки малого предпринимательства, экспертизе правовых документов, в организации выставочной деятельности, предоставлении информационных услуг. И это помогает продвигать товары не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

Коалиции стали эффективным механизмом в построении результативного диалога бизнеса и власти. Об этом свидетельствуют успехи восьми регионов, достигнутые уже на начальном этапе их внедрения. Вот примеры. В Хабаровске постановлением мэра внедрена процедура "Одно окно" для получения исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов малых предприятий небольшой площади. В Краснодарском крае реконструкция рынков разрешается теперь только после предоставления альтернативных торговых мест на территории муниципального образования. В Пермской области из областного бюджета выделены средства на микрокредитование для реализации программы микрофинансирования через муниципальные фонды. В Волгоградской области разработаны законопроекты "О муниципальном заказе" и "О лоббировании". И это не все. Кроме предложений, которые являются общими для всех восьми регионов, можно отметить уникальные механизмы. Один из них разработан Пермской коалицией в рамках проектной линии "Создание эффективного механизма защиты прав предпринимателей".

Бизнес, творящий благо

В рамках форума прошел "круглый стол" по проблеме "Национальное наследие российского предпринимательства: традиции и современность". По словам председателя подкомитета ТПП РФ по истории и традициям российского предпринимательства Галины Ананьиной, у России многовековое наследие в этой сфере и необходимо этот опыт использовать.

- Русские купцы, фабриканты, промышленники тратили на благотворительность огромные средства. Было построено множество церквей, школ, богаделен, бесплатных столовых, театров, музеев, картинных галерей, открылись сотни благотворительных обществ, - напомнил академик РАЕН Андрей Орлов.

По словам священника Павла Великанова, отказаться от пожертвований в прежние времена считалось грехом. Священник рассказал: были дома, на фасадах которых висели ящики для пожертвований, и каждый мог взять на свои нужды. Сегодня опыт благотворительности приходит в Россию отчасти с Запада. Однако П.Великанов напомнил, что русская и западная благотворительность - это разные вещи, в духовном смысле совершенно несхожие между собой. Одна - это когда предприниматели рассматривают свою благотворительность, как определенную задачу. "Благотворительность на Западе обдумана и выхолощена", - подчеркнул отец Павел. Другая основа благотворительности - в основном в среде православных предпринимателей - это убеждение в том, что Господь дает деньги не для того, чтобы тратить их на себя, а чтобы помогать людям.

Профессор РГГУ Ирина Поткина, считает, что русское предпринимательство имеет достаточно серьезные традиции, основывавшиеся на нравственных принципах. Примером тому служат "Семь принципов российских предпринимателей 1912 года". Участники "круглого стола" сошлись во мнении, что сегодняшняя система поощрения меценатов и благотворителей нуждается в реформировании.

Галина Ананьина предложила возродить диплом и звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества". Купцы, получившие право постоянно доставлять свою продукцию ко двору, могли украшать свои торговые щиты императорским гербом. Для того, чтобы получить право ставить на этикетках и упаковках знак с гербом Российской империи и надпись "Поставщик Двора Его Императорского Величества", претенденты должны были в течение минимум восьми лет участвовать во всех губернских выставках, утвержденных Министерством финансов России и Императором лично, попадать в официальный "Список экспонатов, удостоенных Похвальной грамоты". За весь период (восемь лет) предприятие не должно было получить ни единой рекламации от потребителей, чтобы удостоиться такой чести. Многие промышленники ждали присвоения титула десятилетиями. Наталья Давыдова, президент фонда "Меценат", считает, что необходимо вновь ввести налоговые льготы на благотворительность. В определенной коррекции нуждается "Закон о рекламе", в котором информация о благотворительности приравнивается к рекламе.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости