Во вторник, 28 октября, в Московском центре Карнеги прошел семинар на тему: «Малый бизнес: основные направления государственной политики».
В своем выступлении Владимир Буев, генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), сказал, что сегодня малый бизнес нуждается в государственной поддержке, особенно в финансово-кредитной сфере. По его словам, малый бизнес нуждается в благоприятных условиях в сфере законодательства. Однако это направление государственной поддержки оказалось неэффективной, т.к. идея дебюрократизации и дерегулирования раздвоилась, она стала противоречить ведомственному законодательству.
Евгений Литвак, первый заместитель генерального директора АНО «Информационно-консультационного центра «Бизнес-Тезаурус», директор по проектам НИСИПП, отметил, что было проведено исследование по проблемам малого предпринимательства в РФ (исследование проводилось в таких городах, как Томск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Нижний Новгород и т.д.). Результатами данного исследования явились данные, которые подтвердили неэффективность государственной поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что более 90% опрошенных субъектов малого предпринимательства заявили о том, что они заинтересованы в государственной поддержке, только около 50% слышали о законе по поддержке малого предпринимательства, из них только 16% предпринимателей хорошо знакомы с самим законом. О таком механизме, как Программа поддержки малого предпринимательства, слышало еще меньше бизнесменов. О фондах поддержки малого бизнеса знают только 50% представителей малого бизнеса. Причем эта ситуация наблюдается даже в таких регионах, в которых развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства, где принимаются и выполняются специальные программы. В фонды поддержки предпринимательства обращалось всего 16%, при этом всего 8-10% из них получили эту поддержку. Основные виды поддержки, которые удается получать предпринимателям – это консультации, информация и кадровая поддержка. Однако предприниматели больше заинтересованы в финансовой поддержке, чем в информационной. По словам Е. Литвака, наблюдается серьезный дисбаланс между предложением и спросом на своеобразном рынке господдержки. «Услуги фондов на развитие предпринимательства не оказали практически никакого влияния, а эффективность работы этих фондов предпринимателями и экспертами оценивается очень низко», - отметил он.
Наиболее значимы для предпринимателей те льготы, которые обозначены напрямую в законе - льготное налогообложение. Те льготы, которые распределяются с использованием административного аппарата, менее доступны, но наиболее востребованы предпринимателями. На вопрос о том, какое значение имеют личные связи при получении льгот, только 8-10% предпринимателей ответили, что получение кредитов не зависит от наличия личных связей. Удалось подсчитать, что эти 8-10% и есть тот уровень господдержки, который можно реально получить без использования личных связей.
Что касается приоритетных мер поддержки, то чем выше приоритетность, тем ниже шансы. Предпринимателей низко оценивают деятельность органов власти в области господдержки малого предпринимательства.
Вывод, который делают эксперты: система государственной поддержки предпринимательства должна быть кардинальным образом изменена. Причем, необходимо менять базовый закон господдержки, чтобы он мог гарантировать предпринимателям определенные условия для развития, хотя бы в среднесрочной перспективе.
В. Буев считает, что сегодня финансовое обеспечение малого бизнеса – это, в основном, личные средства малых предприятий, т.е. внутренние источники финансирования. Об этом говорят 85% опрошенных бизнесменов. Второй важный источник финансирования – это банковское кредитование. Около 25% малых предприятий таким кредитованием уже пользуются. Однако есть и другое заключение экспертов, в котором говорится, что банковскими источниками пользуются порядка 1% малых предприятий. По словам В. Буева, «чем мельче фирма, тем чаще ее руководители используют в деятельности фирмы свои личные сбережения».
Исследования показывают, что при всей неэффективности рыночной и банковской системы, она гораздо более эффективна, чем нерыночная государственная система. Ставка рефинансирования составляет сейчас порядка 16%. Планируется, что продекларированная ставка для малого бизнеса будет 1/2; ставки рефинансирования, т.е. 8%, а субсидировать эту процентную ставку планируется за счет привлечения средств региональных бюджетов.