Завершилась двухдневная конференция «Экономическая безопасность России: стратегия взаимодействия государства и бизнеса», организованная Российской Академией Бизнеса и Предпринимательства, Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) при поддержке Совета Безопасности РФ. В работе конференции приняли участие представители: Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства путей сообщения РФ, Комитетов Государственной Думы ФС РФ по безопасности, государственному строительству, Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, а также - Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Института экономики РАН, Национального института развития Отделения общественных наук РАН, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, МГИМО МИД РФ, Центра анализа полюсов роста и свободных экономических зон Института экономики РАН, Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, Российского Агентства по патентам и товарным знакам, Национального агентства прямых инвестиций, консорциума «Независимый инвестиционно - стратегический центр», исполнительной власти субъектов РФ и предпринимательских кругов.
В приветствии генерального директора Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства О.В. Горбулина были озвучены наиболее проблемные вопросы для дискуссии на конференции: несовершенство законодательства, последствия вступления во ВТО, продолжающаяся утечка капитала, формирование корпоративной этики бизнеса, барьеры на пути привлечения инвестиций, механизм взаимодействия бизнеса и государства в обеспечении экономической безопасности России.
По словам выступившего на конференции заместителя Секретаря Совета Безопасности В.Ф. Солтаганова, «уровень развития нашей экономики еще не отвечает требованиям национальной безопасности» и задача удвоения объема ВВП за десятилетие, поставленная Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному собранию, является ключевой для обеспечения экономической безопасности государства. Солтаганов подчеркнул: зависимость экономики от экспорта энергоносителей, угрожающее старение производственного фонда, отсутствие привлекательности госпредприятий для инвестиций, вытеснение России с традиционных внешних рынков (включая страны СНГ), криминализацию бизнеса, экспорт капитала, тяжелое положении ряда отраслей, социальные проблемы (четверть населения России выживает на средства ниже прожиточного минимума). По словам В. Ф. Солтаганова, нужна новая модель развития экономики. При этом роль человеческого фактора и оживление малого бизнеса - будут иметь немаловажное значение.
Вице-президент РСПП В.М. Домбровский в своем выступлении связал вопрос экономической безопасности с состоянием промышленного комплекса: "В 2002 году был отмечен самый низкий индекс инфляции. Но реальному производству это ничего не дало. Среди предприятий - членов нашего союза только 46% характеризуют свое финансовое положение как нормальное. Более 50% из имеющихся мощностей, особенно в машиностроении, «лежит на боку». И это притом, что уже сейчас частный бизнес создает половину валового продукта. В ближайшие 2-3 года экономическое будущее России прояснится: либо она станет провинцией при развитых странах, либо преодолеет негативные тенденции.
Генеральный директор Национального института развития Отделения общественных наук РАН М.И. Гельвановский отметил, что «при всей необходимости тесного взаимодействия национальных корпораций и государства в нашей стране эта проблема превратилась в остро идеологическую, разделив как чиновников, так и предпринимателей на два идеологических лагеря. Один лагерь выступает за невмешательство государства в дела бизнеса, другой - хочет «всех остальных построить». Истина, как всегда, посредине. Гельвановский выразил удивление, что после 10 лет в рынке, только сейчас начали обсуждать стратегии и принципы взаимодействия государства и бизнеса и то - только на высшем чиновничьем уровне. Вряд ли государство сегодня самостоятельно справится с надвигающейся лавиной проблем современной российской экономики. Оно объективно должно быть заинтересовано в поддержании отечественных производителей, что обеспечит наиболее устойчивые позиции и самой стране и ее экономике, и безопасности.
Почетный президент ОАО «ВымпелКом» Д. Б. Зимин в своем выступлении подчеркнул реальное положение дел в сфере отношений: бизнес - чиновники - власть.
Директор Института экономики РАН академик РАН Л.И. Абалкин «патриарх советско-российской экономики» в своем докладе поднял проблему возрождения отечественным бизнесом лучших традиций российского предпринимательства, поддержания отечественной науки, меценатства, помощи государству, истинного патриотизма в развитии промышленности и экономики, которые сегодня редки. Он подчеркнул, что говорить об экономической безопасности страны без уважения к своим предпринимателям - бесполезно. По его словам, главным тормозом для развития отечественной экономики является отсутствие стратегии развития. Касаясь формулы стратегии, Л.Абалкин сказал: «нужно развивать дальнозоркость и преодолевать близорукость». И необходимая компонента развития - совокупный спрос населения, которая является задачей государства. При низких зарплатах не будет спроса и не будет повышения объемов производств. Еще одной бедой для России Леонид Абалкин считает финансирование науки и образования по остаточному принципу. "Во всем мире известно, что самые надежные вложения - вложения в человеческий капитал». Отвечая на вопрос участников конференции по поводу вступления России в ВТО, он выразил мнение, что нужно еще 6-7 лет переговоров, чтобы учесть российские интересы по отдельным вопросам, а не только по ценам на энергоносители.
Главной национальной идеей и ключевым аспектом экономической безопасности было названы на конференции - развитие правительством отношений с регионами. Главный советник Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе И.В. Николаева рассказала, что «создание института полпредства» позволяет усилить роль регионов в решении государственных задач. Говоря об опыте оздоровления экономики регионов, представители исполнительной власти субъектов РФ (Липецкой, Калужской, Новгородской и др.) подчеркнули, что «центральной политики на себе» пока не ощущают, нужна структурная перестройка экономики, помощь государства в подъеме крупных стратегически важных для экономики предприятий и внимание к бюджетным отношениям.
Большой интерес вызвало сообщение руководителя Центра анализа полюсов роста и свободных экономических зон Института экономики РАН Н.В. Смородинской - «Калининградский экономический вызов» по проблемам экономического самоопределения регионов. Совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности и регулирования прав предпринимателей стало отдельной темой работы конференции.
Советник губернатора Московской области Е.Г.Тарло предложил: упростить законодательство в сфере регистрации юридических лиц, развить систему третейских судов.
О защите национального рынка от недобросовестной конкуренции и нарушений прав интеллектуальной собственности - говорил на конференции заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности М.К. Егоров, сообщив, что 80 миллиардов долларов государство недополучает за товарные знаки.
Член Экспертного Совета Комитета по безопасности ГД ФС РФ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела гражданского права Российской академии правосудия М.М. Карелина заявила о том, что вопросы защиты интеллектуальной собственности во всем мире рассматривают специальные суды и нам надо готовить для этого также своих специалистов. При этом при разработке новых законов в этой области нельзя просто механически брать за основу международные законы. Это опасно для нашей экономики. Обязательное участие в этой работе должны принимать специалисты и представители бизнеса.
Заместитель председателя Комитета по государственному строительству ГД ФС РФ, президент Гильдии российских адвокатов Г.Б. Мирзоев, говоря о роли судебно-правовой реформы в системном правовом обеспечении развития национальной экономики, отметил, что для обеспечения экономической безопасности бизнеса сделан шаг вперед. Год назад принят закон о адвокатской практике при личной поддержке Президента РФ. Адвокат получил право защищать своих доверителей - представителей бизнеса. Задача теперь состоит в развитии новых технологий защиты, самого законодательства, которое должно создать благоприятные условия для развития экономики и бизнеса.
О том, как соблюдается закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», принятый в августе 2001 года, рассказал генеральный директор АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» О.М. Шестоперов. Он сообщил, что права предпринимателей часто нарушаются: из 50 судебных решений за прошедший год 2/3 были принято в пользу контролеров. Причем количество проверок не сократилось с принятием закона, а удвоилось. И сами предприниматели в большинстве своем не знают об этом законе. Отдельной темой на конференции прозвучали проблемы малого и среднего предпринимательства. Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства В.В. Буев привел данные по теневому обороту в секторе малого бизнеса, который назвал вынужденным, вызываемым высокими ставками единого социального налога. Особенно «теневой» является строительная сфера бизнеса. Здесь выводится из-под налогов суммы, в 5-6 раз превышающие официальные платежи. Работа конференции, организованной по инициативе Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства, показала, что российский бизнес и правительство - готовы к совместной работе на благо российской экономики. Задача - правильно организовать это взаимодействие. Выработанные конференцией рекомендации будут направлены в виде аналитического доклада, подготовленного совместно с учеными-экспертами, в Совет безопасности РФ, Правительство РФ, другие заинтересованные органы законодательной и исполнительной власти для использования при разработке концептуальных документов в области национальной экономической безопасности.