14 мая запланирована Деловая встреча предпринимателей с контролирующими органами "Обсуждение проблем соблюдения прав предпринимателей при проведении проверок контролирующими органами". Место проведения: г. Сыктывкар, Коммунистическая, 11, Академия Госслужбы при Правительстве РК. Начало в 14 часов. Во встрече примут участие республиканские предприниматели, представители Управления Госторгинспекции РФ по РК, Лицензионной палаты при Граве РК, Отдела по защите прав потребителей г. Сыктывкара, АЦ ГЦСМ в г. Сыктывкаре, ОВД г.Сыктывкара, ИМНС РФ по городу Сыктывкару, УГПС МЧС РФ.
Разработка пакета законов ("О государственной регистрации юридических лиц", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля /надзора") в целом были восприняты деловым сообществом как импульс в сторону улучшения делового климата. В частности, Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.01 г. № 134-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с проверками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимыми органами государственного контроля, был направлен на ограничение действий со стороны контрольных и надзорных органов в отношении хозяйствующих субъектов. В соответствии с законом, продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать один месяц, плановое мероприятие может проводиться каждым органом контроля в отношении одного юридического лица или предпринимателя не чаще одного раза в два года. При проведении проверок должностные лица не вправе проверять выполнение тех требований, которые не относятся к компетенции данного органа государственного контроля, а также не вправе требовать информацию, не имеющую отношения к объекту контроля. Вред, причиненный действиями должностных лиц органов государственного контроля в случае признания их действий неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с ражданским законодательством. Законом введено понятие "презумпции добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя". Это означает, что в случае конфликтной ситуации в Арбитражном Суде именно орган государственного контроля должен будет доказать виновность предпринимателя.
Достаточное внимание закон уделяет роли объединений юридических лиц в защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля. Такие объединения вправе обращаться в органы прокуратуры и в суд в защиту прав юридических лиц и предпринимателей. Такого рода организацией является и Торгово-промышленная палата РК.
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" был нацелен на устранение административных барьеров на пути предпринимательства и создание более благоприятных условий для малого бизнеса. Оправдались ли эти ожидания? Что изменилось во взаимодействии субъектов малого бизнеса и органов государственного контроля? Насколько готова оказалась практика к принятию и использованию данного Закона? Материалы различных исследований свидетельствуют, что среди недостатков действующего механизма контроля в сфере малого бизнеса, предприниматели обычно называют большое число контролирующих организаций, высокую частоту контроля, приводящую к значительным отвлечениям персонала от основной деятельности. По данным исследований, в настоящее время, в среднем, более 50 органов федеральной, региональной и местной власти контролируют сферу предпринимательства, в том числе, малого.
Итоги исследования проблем адаптации малых и средних предприятий и органов контроля (надзора) к реформируемой законодательной системе государственного регулирования предпринимательской деятельности (по итогам двух лет дебюрократизации), проведенного НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, оказались неутешительными.
Основные выводы исследования:
1. Принятие трех законов из "пакета по дебюрократизации предпринимательской деятельности" в целом не снизило уровня административной нагрузки на предпринимательство (малый и средний бизнес).
2. Принятие законов породило ряд новых коллизий, к которым приходится адаптироваться предпринимательскому сообществу.
3. Принимаемое законодательство по дебюрократизации осваивает и адаптируется к нему не только (и даже не столько) малый и средний бизнес, но и регистрирующие и лицензирующие органы, органы государственного контроля (надзора).
Действующая в России система государственного регулирования предпринимательского сектора экономики по-прежнему недостаточно эффективна. Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы государственного контроля отмечается многими экспертами, а также самими предпринимателями. Законодательство в этой сфере нуждается в доработке и совершенствовании.