НА ПРОШЛОЙ неделе правительство обсуждало административные барьеры, мешающие малому бизнесу. Первый зам. министра экономического развития Михаил Дмитриев подсчитал, что в разных проверяющих и регулирующих организациях работают около 1 млн. чиновников — больше, чем во всех прочих ведомствах, вместе взятых. В прошлом году чиновники уже пробовали облегчить жизнь предпринимателям.
Спустя год «АиФ» решил посмотреть, стало ли «малым» бизнесменам легче жить? МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ планировало не просто сократить число проверяющих органов, но и узаконить их работу.
Однако, как объясняет гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, ситуация принципиально не изменилась: «Издали закон, регулирующий порядок и количество проведения проверок. Теперь рядовой сотрудник не может, просто показав удостоверение, требовать от руководителя фирмы вывернуть карманы. Чиновник должен предъявить распоряжение на проведение проверки, где будет четко указано, чем конкретно интересуется проверяющий. Но новый закон, скажем прямо, не совершенен».
Подтверждает его слова предприниматель из Калуги. «Ко мне постоянно ходили то милиционеры, то пожарные, — рассказывает Алексей Н. — Когда закон ограничил число плановых проверок до одной в два года, они вот что придумали. Я арендую помещение в здании, где расположены еще семь фирм. Однажды соседней компании понадобилось получить справку от пожарных, а те ответили, что выдадут ее, только осмотрев смежные помещения. Пришлось соседям ходить по офисам и просить нас согласиться на проверку».
Второй проблемой, которую планировали решить реформаторы, было лицензирование бизнеса. После принятия закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» количество тех видов бизнеса, на которые нужно получать разрешение, сократилось до 120. Большой шаг вперед, учитывая, что раньше их было около 2000. «Это все так. Только на практике местные власти часто этот список расширяют, — рассказывает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Например, в Воронежской области заставляли лицензировать ломбарды, фирмы по оказанию ритуальных услуг, торговлю автомобилями. Все эти виды по закону уже с 2001 года не подлежат лицензированию.»
Для тех, кому по-прежнему приходится получать разрешение, процедура легче не стала. «Я уже год не могу получить лицензию, — рассказывает директор частной клиники в городе Фрязино Павел Поручиков. — Местная администрация обязала нас перед получением лицензии платить за аккредитацию каждого вида деятельности по 800 руб. А мы оказываем услуги по 15 видам. Сумма получалась немаленькая. Затем нужно отдать 1300 руб. за саму лицензию. Чем отличается лицензия от аккредитации, я не понимаю. Да и в законе никакой аккредитации нет — это местная администрация выдумала. Мы решили бороться. Прокуратура признала действия областных чиновников незаконными, и я платить перестал. Тогда в отместку мне просто не стали выдавать лицензию. Вот уже год работаю без лицензии. Продолжаю бороться».
Почти каждое ведомство, наделенное полномочиями разрешать или запрещать какой-либо бизнес, старается на этом заработать. Госстрой, к примеру, обязан выдавать лицензии строительным фирмам на строительство и проектирование зданий. Стоит это (по закону о лицензировании) 1300 руб. Но подготовкой документов на лицензирование занимаются федеральные муниципальные центры при Госстрое. И за свою работу они берут ни много ни мало от 15 до 17 тыс. руб. «Конечно, вы можете и отказаться от их услуг, — говорит Павел Кудюкин, руководитель Центра проблем госуправления, — но случаев, чтобы документы, самостоятельно собранные какой-нибудь строительной фирмой, были сразу же приняты Госстроем, почти не бывает». Также действует и Минтранс. При обращении за лицензией на пассажирские перевозки они переадресовывают запрос в Московскую транспортную инспекцию. А там уже приходится платить круглые суммы: договор технического обслуживания каждой машины — по 70 у. е., лицензионная карточка — 50 у. е., подготовка пакета документов — 100 у. е. «Одного окна», которое должно было упростить процедуру регистрации, тоже толком не получилось. Помимо налоговой инспекции индивидуальным предпринимателям приходится самостоятельно становиться на учет в фонды социального страхования, медицинского и пенсионного.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора» Сергей Борисов отмечает, что срок регистрации вместо положенной недели растянулся на месяцы. В налоговых выросли длинные очереди. Утешает одно — будет вторая попытка. Будем ждать новых времен.
МАКСИМ ЧИЖОВ