Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В. Буев: "Самым неудачным оказался закон о регистрации юридических лиц"

Правительство подводит итоги дебюрократизации. Из трех законов, принятых в 2001 году, один нужно дорабатывать, другой не дал нужного эффекта. Только закон о лицензировании видов деятельности принес ощутимую пользу. На этой неделе ожидается принятие важных решений по проблемам предпринимательства. 15 мая состоится заседание Правительства, которое подведет итоги со времени принятия и вступления в силу пакета законов о дебюрократизации. 8 августа 2001г. были приняты три закона: «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании видов деятельности, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Первый закон предполагал упростить процедуру регистрации юридических лиц «в одно окно». Второй сокращал число лицензируемых видов деятельности. Третий предполагал избавить предпринимателей от многочисленных проверок.

Как сообщает Национальная Информационная группа, результаты принятия этих законов прокомментировал президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Викторович Буев. По его словам, система поддержки малого бизнеса зародилась с принятием закона о государственной поддержке малого предпринимательства в 1995 году. Первоначально поддержка предпринимательства заключалась в выделении денег на малый бизнес. По большей части, эти деньги расходовались на поддержку инфраструктуры поддержки малого бизнеса и неэффективное кредитование отдельных предпринимателей. Параллельно, начиная с 1993-1995 годов, шло стихийное формирование нормотворческой базы. Различные нормативные акты уже к началу 2000 года привели к зарегулированности и забюрократизированности экономики. И в силу того, что чтобы предприниматель ни сделал, он все равно что-нибудь нарушал, вырос теневой бизнес. Первоначально идея дерегулирования экономики возникла в недрах движения «Яблоко», но впоследствии, независимо от него, была разработана программа в Минэкономразвития. Предлагалось оптимизировать регистрацию юридических лиц через одно окно, упростить ликвидацию юридических лиц, уменьшить масштаб административного регулирования и количество всяческих проверок, упростить лицензирование деятельности. Касаясь эффективности принятых законов, Владимир Буев сказал, что достижением закона «О лицензировании видов деятельности», вступившим в силу зимой прошлого года, стало существенное сокращение количества лицензируемых видов деятельности с 2-2,5 тыс. до сотни с небольшим. Самым неудачным законом, по мнению Владимира Буева, оказался закон о регистрации юридических лиц, вступивший в силу летом прошлого года. Принцип «одного окна» не был достигнут. Под крышей налоговых органов оказались два «окна»: регистрации и постановки на налоговый учет. Кроме того, прописанный в законе пятидневный срок регистрации не затронул постановку на учет в Пенсионный и другие фонды. Фактически, реально в регистрации предпринимателей мало что изменилось, кроме огромных очередей в прошлом году. Сейчас уже предлагается добавить в эту очередь пять миллионов Предпринимателей без образования юридического лица, что может надолго парализовать работу по регистрации юридических лиц. Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» вступил в силу в момент принятия в августе 2001г. Он отрегулировал саму процедуру и ограничил инициативу самих контрольных органов проводить проверки. Если раньше любой сотрудник инспекции по удостоверению мог прийти куда угодно и проверять что угодно, то теперь, по крайней мере, он не имеет права прийти без распоряжения своего руководителя. То есть, в распоряжении должно быть четкое описание вида, предмета и основания проверки. Если такого распоряжения нет, то проверяющего можно просто не пускать.

По данным Центра экономических и финансовых разработок после принятия этого закона число проверок сократилась достаточно существенно, но по данным мониторинга, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, изменений в числе проверок не произошло. В процессе применения этого закона многие коллизии выявились с ведомственным законодательством.

В частности, закон о защите прав юридических лиц не распространяется на оперативно-розыскные мероприятия милиции. А милиция может подвести под оперативно-розыскные мероприятия любую проверку. Например, пришел УБЭП на фирму проверить лицензионность используемого программного обеспечения. Основанием проверки было какое-то письмо 1,5-летней давности, которое разослало представительство «Майкрософта» во все известные фирмы. В итоге, пришедший милиционер захотел проверить все: бухгалтерию, финансовую деятельность, сертификаты и все остальное. Получается, что милиция может делать что угодно и данный закон на нее не распространяется.

По мнению Владимира Буева, основной проблемой является лишение возможности контролирующих органов зарабатывать иначе, кроме как из федерального бюджета. Учреждения надзора не должны оказывать платные услуги и заставлять предпринимателей оплачивать их под угрозой проверки. Решение проблемы освобождения предпринимателей от чиновничьего произвола может стать только полномасштабная административная реформа, реформа государственной службы. 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости