Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Аналитическое исследование Компьютерры

Что делает ИД «Компьютерра»? Большинство ответят – журналы издает. И будут правы, но не до конца. Кроме этого в издательском доме есть своя аналитическая служба. И именно это подразделение проводит сейчас масштабное исследование ИТ-рынка России. Общее руководство осуществляет Михаил Брауде, директор по развитию ИД "Компьютерра". Эта работа по анализу тенденций развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их применения в социально-экономической сфере проводится по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) в рамках программы «Электронная Россия».

Только что закончен первый этап работы и самое время задать Наталье Дмитриевой, руководителю проекта, несколько вопросов.

ИБ: Наталья, какие цели стояли перед вами и какая часть работ по проекту уже выполнена?

Н.Д.: Цели нам были поставлены такие:

  • описание отрасли ИКТ Российской Федерации;
  • описание мировых и российских тенденций развития отрасли ИКТ;
  • сравнение развития российского рынка ИКТ с мировыми тенденциями;
  • выработка рекомендаций по применению ИКТ в социально-экономической сфере;

Была апробирована методика исследования, включая описание инструментария: создан набор документов, необходимых для проведения исследования (анкеты, инструкции и др.), и собран очень значительный массив данных.

Работа была разбита на несколько этапов:

1 стадия: Предварительное исследование – 40 глубинных интервью VIP-экспертов.

Каждое интервью длилось от полутора до трех часов. Такое предварительное исследование позволило провести макросегментацию, найти общие критерии для разнородных товаров и услуг, сгруппировать основные подотрасли, выявить лидеров в подотраслях, понять общие тенденции и зависимости.

2 стадия: 200 полуформализованных интервью с экспертами подотраслей.

Этот этап позволил построить более детальную сегментацию – выстроить многоуровневую иерархию групп, товаров, сегментов, а также вычленить основные виды деятельности по подотраслям, особенности развития и специфическую проблематику.

3 стадия: Опрос 600 ИКТ-компаний, в том числе в регионах.

Этот количественный метод позволяет сделать исследование репрезентативным. Таким способом можно оценить «наполненность» той или иной подотрасли. Анкетирование «на местах» позволяет создать обобщенный портрет «типичного» российского ИКТ-предприятия. Строится отраслевая карта страны.

И здесь, в полевых исследованиях, нам огромную помощь оказали соисполнители этого проекта, компания АНО ИКЦ Бизнес-Тезаурус.

Теперь, когда во многом благодаря их усилиям, весь массив данных уже получен, нам остался еще один, но очень волнующий этап: Анализ собранных сведений.

Это огромный объем структурированной и неструктурированной информации, который нужно обработать. Результатом этой работы, к которой планируется привлечь многих авторитетных экспертов, станет сводный отчет по анализу ИКТ-отрасли и тенденций развития.

ИБ: Есть ли уже какие-либо отзывы об этом исследовании?

Н.Д.: Недавно мы провели семинар, где рассказали о своей работе экспертам.

Ректор Высшей школы экономики Кузьминов Ярослав Иванович считает, что такого рода проект является исключительно полезным для выделения тенденция российской ИТ-индустрии. И что принятая методология «честно идет от формирования показателей на основе опросов экспертов рынка».

Первый заместитель министра Минсвязи России Коротков Андрей Викентьевич выразился так: «У нас сейчас такая ситуация: государство не знает статистики, связанной с ИКТ. И наше дело сейчас эту статистику получить, потому что она нужна нам для правильной выработки собственной персональной стратегии, она нужна для решения текущих задач, она нужна нам для увеличения инвестиционной привлекательности отрасли».

ИБ: Ну что ж, будем надеяться, что так оно и будет, но, Наталья, как только речь заходит о проблемах с аналитическими данными, сразу же всплывает один из главных спорных вопросов: кого относить к ИТ-рынку? Или, говоря языком государственным, кого относить к сектору ИКТ? Какие компании Вы рассматриваете в своем исследовании?

Н.Д.: Для описания и классификации ИКТ-отрасли мы ввели рабочую версию определения, опираясь на которую и проводили все дальнейшие изыскания. ИКТ-отрасль – совокупность предприятий и организаций, товары и услуги которых, включают в себя информационные коммуникационные технологии.

Информационные коммуникационные технологии – технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления информации.

ИБ: Как в вашем исследовании решался вопрос классификации и создания системы статистических показателей?

Н.Д: Нужно признать, что на текущий момент общепризнанной системы статистических показателей в России просто нет. Большую работу в этом направлении ведет Институт информационной экономики ГУ ВШЭ, руководимый Леонидом Гохбергом. Но всё же терминология и способы классификации не сформированы полностью. Поэтому одной из основных целей нашего исследования было описание отрасли ИКТ Российской Федерации как сложной многоуровневой структуры и дальнейшее изучение как системы в целом, так и каждой из подотраслей.

ИБ: И какой же метод был выбран для этого?

Н.Д: Уже в техническом задании на эту работу было указано, что исследование должно проводиться методом экспертных оценок. Конечно, и проще и дешевле было бы воспользоваться государственной статистикой. Но ее практически не существует. Официальные классификаторы (ОКОНХ, ОКВЭД, ОКПО, ТН ВЭД и т.д.) не отражают реальной деятельности компаний.

Более того, в силу известных проблем (полная или частичная непрозрачность деятельности компаний, недостатки методов сбора и анализа статистики, невозможности сбора полного объёма достоверных данных органами государственной статистики и таможенного комитета) невозможно получить адекватное первичное описание отрасли ИКТ в опоре исключительно на объективно измеряемые индикаторы. Они требуют дополнения и уточнения с помощью опросных методик (экспертные опросы участников рынка, полевые исследования).

ИБ: Насколько обоснован такой подход?

Н.Д.: Он хорош уже тем, что в наших условиях это единственный реалистичный подход. А с научной точки зрения он не хуже любого другого. Ведь ситуация такой же неопределенности, как на нашем рынке, существует и на некоторых других. Поэтому в ноябре 2002 года Гильдия Маркетологов совместно с Российской Ассоциацией Маркетинга (РАМ) провели очередной экспертный опрос о состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых исследований и консалтинга в области маркетинга в России. Сделанная ими оценка рынка принята ESOMAR (Европейской Ассоциацией исследователей рынка) и фигурирует в отчетах этой организации в соответствующей графе по России. Так что это обычная международная практика для оценки сложных, неструктурированных и плохо формализуемых объектов.

Мировой опыт анализа отрасли ИКТ показывает, что многие исследования этого рынка включают в себя экспертные составляющие. Это вызвано необходимостью корректировки данных объективных показателей для устранения проблем с их возможной неполнотой или недостоверностью.

ИБ.: Но ведь существуют методики IDC, Gartner, и другие международные стандарты.

Н.Д.: Да, но они созданы в условиях, когда реальные финансовые показатели игроков рынка можно получить официально. Генерируя данные по России западные исследовательские компании либо основываются на показателях крупных вендоров, полностью предоставляющих свою статистику, либо делают выводы, основываясь на средних данных по странам с примерно похожим уровнем развития.

МЭРТ нужны реальные данные. Обезличенные, усредненные, но отражающие объективную картину. Поэтому мы и проводили опросы на условиях полной конфиденциальности.

ИБ: Каким образом можно будет сопоставить результаты вашей работы с данными IDC и Gartner?

Н.Д.: Их можно будет прямо сопоставить только в тех сегментах, где такие данные есть. Нужно понимать, что макроэкономические показатели не интересуют IDC и Gartner. Ведь цифры, характеризующие развитие целого сектора, такого, скажем, как телекоммуникации, не имеют коммерческой ценности для отдельных заказчиков. Поэтому их просто нет уже на уровне подотраслей.

ИБ: Наталья, расскажите поподробней о классификации, в рамках которой вы собирали данные.

Н.Д.: На сегодня участники рынка ИКТ России применяют два основных критерия для сегментации отрасли. Первый – по товарам и услугам, второй – по видам деятельности. Наша классификация отрасли по товарам и услугам основана на тех же принципах что и западные коммерческие системы. Отличия же состоят в том, что в России бурное развитие интернет и телекоммуникационных технологий в целом вызывает повышенный интерес, что делает крайне желательным оценить именно этот сегмент обособленно.

Нами были разработаны схемы описания многоуровневой структуры ИКТ, включающие следующие подотрасли: Программное обеспечение, Оборудование, ИТ услуги, Телекоммуникации, Интернет-бизнес.

Для получения адекватных ответов и оценок необходимо было формулировать вопросы в рамках, привычных игрокам рынка, поэтому нам пришлось прибегнуть именно к такой пятисегментной модели.

С точки зрения концептуального подхода, сегменты Интернет-бизнес и Телекоммуникации входят по частям в другие подотрасли: Оборудование, ПО, Услуги. Но с такой трехсегментной классификацией невозможно адекватно собрать информацию на рынке даже среди VIP-экспертов.

Многие участники отрасли используют также и другой подход - классификацию по основному виду деятельности или «статусу в канале продаж»:

  • Производство («вендоры» – если компания не российская)
  • Продажи (дистрибуция, корпоративные продажи, розничные продажи)
  • Обслуживание.

Поэтому следующим шагом в детальной классификации может стать модель, объединяющая в себе оба подхода. Такой моделью является двумерная система классификации предприятий сектора ИКТ, одним из параметров которой будет товар/услуга, другим «статус в канале».

ИБ: Скажите, пожалуйста, как реагировали ваши обращения руководители и топ-менеджеры компаний?

Н.Д.: Мы встретили искреннюю поддержку и желание помочь, и очень признательны всем, кто уделил нашему исследованию свое время и силы.

Конечно, были и такие, хоть и немного, кто отказался отвечать. Иногда это было вызвано недоверием к сохранению конфиденциальности, совершенно напрасным, надо сказать. Но основная проблема, с которой мы столкнулись, была совсем иного рода. Люди просто не могут давать какие-либо экспертные оценки за пределами своего, возможно довольно небольшого, кусочка рынка. С одной стороны, это вполне объяснимо: сам объект слишком еще не определен, неструктурирован. Но даже когда речь заходит о прогнозе развития, пусть очень приблизительном, этого небольшого сегмента, становится ясно, что никаких оценок не делалось, планов на будущее за пределами одного года не строилось, о перспективах на два-три года никто и не задумывался. Печально, конечно, но надо думать, что с течением времени и появлением все большего объема аналитики положение изменится.

ИБ.: Какие результаты будут получены по завершении вашей работы?

Н.Д.: Многое можно будет оценить, в том числе:

  • общие характеристики сектора ИКТ;
  • производство товаров и услуг сектором ИКТ;
  • бюджетные поступления от сферы ИКТ;
  • структура текущих затрат предприятий сферы ИКТ, в том числе затрат на НИОКР;
  • доля предприятий различных форм собственности в составе отрасли ИКТ;
  • анализ доли и значимости теневого сегмента в различных отраслях сектора ИКТ;
  • долевое распределение спроса на товары и услуги сферы ИКТ;
  • занятость в сфере ИКТ – характеристики рынка труда в этом секторе, численность занятых сотрудников и средний уровень заработной платы;
  • доля затрат на оплату труда и профессиональное обучение в бюджете предприятий ИКТ-отрасли;
  • уровень спроса на специалистов для сферы ИКТ.

ИБ: Когда появятся окончательные данные? Будут ли они доступны широкой публике?

Н.Д: Мы закончим работу в мае. МЭРТ, как заказчик, имеет все права на полученные нами результаты. Министерство и определит, какую их часть можно будет опубликовать для всеобщего ознакомления.

ИБ.: Спасибо, Наталья. Очень ждем итоговых цифр!

Ольга Мельник

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости