Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Михаил Вирин, совладелец компании АМО Николай Хальченя, в прошлом ИП (ПБОЮЛ) Хальченя Н.Д. С точки зрения предпринимателей-ветеранов. Часть вторая

- Николай Дмитриевич, если перейти от годов 90-х прошлого века к годам 20-м века нынешнего, можно ли сравнивать малый и средний бизнес того и этого времени?  

Николай Хальченя: Почему нет? Весь вопрос в том в чём и как сравнивать.

- Вот, допустим, 90-е годы, начало двухтысячных большинство наших малых и средних бизнесменов, чем они занимались? Торговлей.

- В основном, да. Это было самое лёгкое вхождение в бизнес.

- А потом начались какие-то иные процессы. Вот сейчас говорил с предпринимателем из российской провинции: у него бизнес по установке и обслуживанию систем разных, противопожарных, охранных. Он говорит, что работать сейчас очень тяжело, но ведь работает, не бежит в торговлю, как бежали в 90-е.

- Да, конечно, я с этим согласен.

- Константин Таратыркин, которого Вы хорошо знаете, говорит, что немецкие санкции ударили по его бизнесу вообще потрясающе, потому что запчасти и расходники у него все немецкие были…

- Да, недавно я с ним разговаривал, он мне рассказывал, что всё это достать невозможно.

- Но ведь люди пытаются продолжить свое дело. Не хватают клетчатые баулы, не едут в Турцию, хотя Турция открыта.

- Да, Турция открыта, еще что-то открыто слава богу.

- Но челноки не появляются в таких безумных количествах, как в 90-е. Что это значит, с Вашей точки зрения? Вы ведь знаете это всё на собственном опыте работы в малом бизнесе.

- Я могу это понять: это внутренние тормозные системы срабатывают, потому что понимают, что это не та свалившаяся на голову полная свобода, которая была в начале 90-х годов. Тогда люди просто ринулись, чтобы попробовать. Сейчас уже все совершенно по-другому. Люди бояться, что их инициативы окажутся наказуемы.

Товарищи все находятся под контролем государства, и присутствует боязнь начать что-то, потому что это может сталкиваться с государством, с его представителями. В начале 90-х, когда только что были горбачевские времена, когда люди получили свободу, было проще, там не было страха. Думали, что им всё разрешили, и всё у них получится.

Сейчас этого нет, сейчас необходимо думать: разрешено это или нет. Как к вашим идеям отнесутся таможенники, налоговая служба различные инспекции. Я полагаю, что психологически это людей угнетает, это – инициатива, связанная по рукам и ногам.

Жёстко Вы, Николай Дмитриевич.

- Это лично мое такое ощущение. Ощущение человека, давно живущего за границей. Если бы я был в России, наверное, нагрубил бы кому-нибудь, или там что-то ещё такое сделал. И досталось бы мне по полной за гонор, за характер, за выпендрёжные выражения. Мне так кажется.

- Не знаю, всё может быть. Но Вы сами говорите, что это – Ваш субъективный взгляд. А какие объективные причины сегодняшнего состояния малого и среднего бизнеса Вы могли бы назвать? Как Вам видятся его возможности развития сейчас?

- Вы знаете, объективно то, что количество желающих заняться бизнесом сократилось. Времена, когда слишком много людей готовы были попробовать себя в качестве предпринимателей, в основном – малых предпринимателей, прошли. И это, по-моему, правильно: всё-таки предпринимательский талант дан немногим людям.

- По данным старых уже американских исследований, таким талантом обладает всего 7% людей.

- Конечно, любое предпринимательство – совсем не массовое явление. Предприниматели – уникальные люди, которые очень часто действуют не благодаря чему-то, а вопреки. Это люди, которые всё время что-то преодолевают. Более того, они в определённой степени безбашенные: все знают, что это делать нельзя, а они не знают и делают. И у них получается. Многие, как говорится, на скаку сходятся, голову ломают. И еще какая-то должна быть черта, которая позволяет забить на все окружающие раздражители, наверное, отсутствие какой-то эмпатии. Ведь если человек будет все время рефлексировать и читать какие-то статьи в запрещенном сегменте интернета о том, что происходит в мире и что твоя страна не права, он уже не сможет, наверное, быть предпринимателем, А он должен думать: гори всё синим пламенем, а я пройду межу стройками, буду делать, и сделаю свое дело.

- И чем должен такой человек заняться сейчас?

- Тем, что выгоднее. Сейчас наверняка какие-то ниши открылись. Допустим, производство дронов, которого раньше практически не было. Накупил китайских комплектующих, заказал на Али-экспрессе или где-то ещё,

Почерпнул, может быть, сам какие-то знания в этом деле. А, если знаний нет, собрал специалистов, которые соображают: айтишников, инженеров, прочих, что-то там модернизировал, какие-то ввел функции необходимые, тем более

все компоненты имеются, написали программу, которая распознает цели.

Запустил: работает всё хорошо. Нишу занял, получил прибыль неплохую.

Тем более война, на производстве вооружений можно стартануть и сделать неплохой бизнес, причем при полной поддержке и одобрении государства.

Это один из вариантов.

- А что-то более привычное?

- В торговлю сейчас идти, наверное, не стоит: это дело достаточно неблагодарное, потому что сейчас сетевые, онлайновые магазины типа Вальберис, Озон и прочие даже торговые центры забивают, не только маленькие магазинчики или ларьки. Тем более, что служба доставки в России, по моему мнению, сейчас лучшая в мире. Аналогичные испанские службы, например, ей в подмётки не годятся.

У меня в Москве сестра живёт, а у неё колени сильно болят, до ближайшей «Пятерочки» дойти тяжело. И я прямо из Испании через Сбербанк-магазин всё ей заказываю. Делаю заказ, через 15 минут у нее в дверь уже звонит курьер (в большинстве своём это представители республик Средней Азии, приехавшие в Россию на заработки): вот сумочку возьмите. Всё, еда готова, нет проблем. И какую-нибудь симку поменять, или телефон новый. Интернет работает великолепно, скорость сумасшедшая, заказы принимаются и быстро выполняются. Можно сказать, сверхуслуги развиты. В магазин ходить не надо, просто не надо.

Банкинг мобильный развит: я отсюда решаю все проблемы сестры с пенсией, с платежами, показания счетчиков воды, счетчиков электричества передаю.

Она мне только диктует свои цифры, я завожу в телефон, отправляю, и сразу в тот же Мосэнгосбыт у меня все это убежало. Или сайт мэрии Москвы, МОСРУ, штраф какой-то оплатить, выписку из пенсионного дела получить - всё вообще на высоком уровне.

По сравнению с тем, что здесь, это небо и земля. Клянусь. Здесь такие услуги в каком-то полузачаточном состоянии. Позже начали они. И как-то здесь послабее с этим делом. Намного слабее.

Конечно, я имею в виду Москву и не знаю, как там в Иваново, Тамбове или Твери. Но Москва, Питер, крупные города: Свердловск, Екатеринбург, Нижний Новгород, это всё блестяще, просто великолепно.

- Я должен сказать, что в ковид мы сидели в самоизоляции в деревне, в Тверской области, И по Валберису можно было заказать и еду, и все что угодно. Они привозили, и курьер звонил от калитки, что приехал и оставляет нам наш заказ.

- Ну, потому что тогда они старались бесконтактно работать. И все. Уже тогда это началось очень серьезно. И этого не отнимешь. Причём это –не государственные конторы, это – частная инициатива, вы же сами понимаете.

- Да. Это бизнес в чистом виде.

Да, это бизнес, чистый бизнес. Всё бежит. Так что в этом отношении российский бизнес двинулся вперёд очень резко. Хотя это и не малый бизнес.

- Михаил Михайлович, вот Николай Дмитриевич Сказал, что одним из реальных факторов, влияющих на самый большой ранее сектор деятельности малого и среднего бизнеса, как торговля, является не только развитие торговых сетей, но и интернет-магазины с налаженной службой доставки.

Михаил Вирин: Разумеется. Мелкая торговля начала отмирать уже достаточно давно, потому что возникли и захватили рынок торговые сети. Конечно, остались киоски всякие мелкие, остались овощи и фрукты, но, в принципе, да, все изменилось.

- И челноки уже не едут в Турцию: в магазинах этого барахла полно, во всяких «Смешных ценах» и так далее.

- Совершенно верно. Я считаю, что вообще вот уже мы близко подошли, хотя, может быть, процесс и затянется, к отмиранию супермаркетов. Может быть, не всех, а не очень большого формата, потому что молодежь уже, в общем-то, практически не ходит в магазин. Они всё заказывают: на Озоне, на Яндекс-маркете, на Валберисе, на каких-то маркетплейсах,

- Да, интернет-торговля сегодня у всех: у Сбербанка, того же Яндекса и у самих торговых сетей, у Пятерочки, у Перекрестка, у кого хочешь.

- И такие монстры, как Озон, Валберис, покрывают 99,9% потребностей человека, вплоть до мелочей, и купить там всё, что угодно, можно легко, не вставая дома с дивана.

При этом, скажем честно, они постоянно совершенствуют свою работу. Я, например, на днях решился заказать по интернету сандалии на лето. Такие, что называется, «плетёнки».

- Знаю такие.

- Одежду и обувь по интернету людям нашего поколения боязно заказывать: её примерять надо.

- Учитывая то, что размеры у разных производителей могут оказаться разными.

- Вот именно. Но я всё-таки решился. И мне в назначенное время привезли три пары этих «плетёнок», чтобы я мог выбрать, какой размер мне подходит.

Я примерил и выбрал.

Так что сервис всё улучшается.

- Но, мне кажется, интернет-торговля всё же для более молодых людей, не обременённых привычкой всё самим выбирать на полках магазина, с чувством, с толком, с расстановкой.

- Да, у меня жена, например, раз в две недели обязательно ездит в «Глобус» и выбирает там продукты сама, а по интернету заказывает только самое простое: хлеб, молоко.

- А, может быть, мы просто ощутили сейчас, что идёт смена поколений? Причём во всём, включая бизнес. Вот Николай Дмитриевич Хальченя почти десять лет, как продал свои магазины и живёт на покое у тёплого моря.

- Да, нашему поколению пора из бизнеса уходить: это не для нашего здоровья. У нас в компании было четыре учредителя, теперь три – четвёртый тяжело болен и отошёл от дел. Хотя он среди нас самый молодой, но тоже за шестьдесят.

Бизнес выматывает, всё время держит тебя в напряжении, тут необходимо хорошее здоровье и очень крепкие нервы.

- А почему не отойдёте от дел?

- Так дело надо продать. У детей свои профессии, свои работы, которые их устраивают. А продать бизнес не так просто. Вот и тянем пока свою лямку, тридцать с лишним лет уже.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости