Марина Шемилина полностью отработала срок полномочий регионального бизнес-омбудсмена и покинула этот пост. Сегодня мы беседуем о том, как она видит и как оценивает эти 12 лет работы.
- Марина Анатольевна, сейчас, отработав предельный положенный срок в должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае, Вы покинули этот пост. Вы создавали этот правозащитный институт в регионе с нуля. Как сейчас Вы оцениваете то, что получилось? Какая работа была проделана за эти 12 лет?
- Вы правильно отметили, что правозащитный институт в регионе был создан с нуля. Хочу подметить, что не только в регионе, но и в России в целом такого правозащитного института в сфере бизнеса не было. Приморский край, кстати, первым из дальневосточных регионов официально учредил должность бизнес-омбудсмена, и мы вошли в первые 10-15 регионов Российской Федерации, в которых в 2012 году был организован правозащитный институт в сфере бизнеса. Поэтому мы с коллегами первого созыва во главе с Борисом Титовым с нуля выстраивали работу, формировали практики, как в собственных регионах, так и в России в целом.
Как вы уже сказали, я, имея государственные полномочия, защищала приморский бизнес с 2012 года.
Считаю, что за эти годы мне удалось создать команду: аппарат Уполномоченного полноценно работает после моего ухода, что говорит о его профессионализме. Удалось решить с правительством региона все организационные вопросы, касающиеся обеспечения деятельности Уполномоченного. По сути, в этой части сделано все, чтобы новый Уполномоченный пришел и начал заниматься исключительно защитой прав предпринимателей, не отвлекаясь на решение организационно-хозяйственных вопросов. Надо отметить, что такая ситуация далеко не во всех регионах.
Кроме этого, мы с командой создали, как модно сейчас говорить, экосистему в сфере защиты прав и законных интересов приморского бизнеса, выстроили работу с предпринимательскими объединениями, особенно с муниципальными и отраслевыми; организовали при Уполномоченном работу экспертного сообщества, создали институт общественных помощников в муниципальных образованиях и по отдельным отраслям экономики и правоотношений. Все это позволяло нам оперативно реагировать на различные ситуации в сфере предпринимательской деятельности на всей территории региона, не допускать массового нарушения прав предпринимателей, совместно вырабатывать предложения по решению системных проблем. За эти годы мы наработали практики в сфере защиты прав предпринимателей, которыми мы всегда щедро делились с коллегами из других регионов. Стоит отметить, что со всеми органами власти, работающими в Приморье, с муниципальными органами был выстроен конструктивный диалог.
Ну и, конечно, самое главное, что за эти годы удалось помочь тысячам предпринимателей восстановить свои права или не допустить их нарушение, сохранены сотни бизнесов и тысячи рабочих мест. Мы с командой добились, что 80% рассмотренных по существу обращений решались в пользу предпринимателей. Большая работа проведена в части регулирования и популяризации процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ); 70-80% замечаний и предложений, поданных Уполномоченным в рамках проведения процедуры ОРВ принимались уполномоченными органами.
- В одном из интервью приморской прессе Вы сказали, что в 2001 году начали заниматься общественной работой: возглавили Лигу торговых предпринимателей, потом Общественный совет предпринимателей Приморья. Насколько резко различаются деятельность главы общественной предпринимательской организации и деятельность регионального бизнес-омбудсмена?
- Казалось бы, в принципе, и бизнес-объединения, и институт бизнес-омбудсменов во главу угла ставят защиту прав и законных интересов предпринимателей, но все же их работа отличается.
Во-первых, Уполномоченный – это государственная должность со всеми вытекающими последствиями, включая ограничения: его полномочия строго регулируются действующим законодательством, и он не может «выйти» за эти рамки. У общественника же, по сути, нет никаких ограничений (кроме общих законодательных), но и у органов власти, по большому счету, нет обязательств перед общественниками, опять же, кроме общих законодательных, в отличие от Уполномоченного, которому они обязаны ответить в сокращенные сроки, отреагировать на его предложения, обязаны его принять и т.д. И, мне кажется, при идеальном раскладе, эффективность работы в сфере защиты прав предпринимателей значительно повышается при наличии постоянного, системного, конструктивного взаимодействия между Уполномоченным и бизнес-ассоциациями. Нам этого удалось достичь, особенно с отраслевыми объединениями, которые, как мне кажется, все же больше настроены именно на защиту интересов своей отрасли, а не на, например, продвижение своих членов во властные структуры. К сожалению, на мой взгляд, часть предпринимательских объединений становятся комплиментарными, или их актив отстаивает свои личные интересы.
- В своё время в интервью интернет-изданию Порто-Франко Вы сказали: «Одна из главных проблем — люди не хотят считать, не хотят учиться! Не находят нужным. Всегда привожу в пример ситуацию с нашим экспертом по финансовой грамотности. Выехали мы с ней на один семинар. Предприниматель задает вопрос: как улучшить финансовые показатели предприятия? Эксперт спрашивает: «Какой у вас оборот?». Слышим ответ: «Не знаю. Крутится и крутится!» И это повсеместно!
Малый бизнес не задумывается о том, что иногда нужно просто сесть и посчитать. Многие работают без прибыли, на оборотных деньгах. Это очень большая проблема».
За прошедшие с того времени годы ситуация изменилась, или нет?
- Мое мнение, конечно, носит субъективный характер, но, по ощущениям, достаточная часть молодого поколения старается использовать все имеющиеся возможности для получения дополнительных навыков и компетенций. Благо для этого сейчас есть условия. Центры «Мой бизнес» предлагают бесплатные обучения на любой вкус, в интернете также можно найти обучающие курсы по различным темам, что актуально особенно для предпринимателей, осуществляющих деятельность в отдаленных от регионального центра муниципалитетах.
Но, конечно, это относится не ко всем. Когда одни идут на курсы, получают гранты и другие «плюшки» для развития своего бизнеса, приходят к Уполномоченному на консультацию перед принятием серьезного решения, то другим элементарно лень посчитать, на какой системе налогообложения им выгоднее работать. С этим мы столкнулись в период отмены ЕНВД, когда надо было сделать выбор и перейти на патент или упрощенку.
Так что, говоря об изменении ситуации, я бы сказала, изменились условия для получения новых знаний, навыков, коммуникаций.
- Вы ратуете за грамотных предпринимателей и в то же время говорите: «К сожалению, многие учиться не хотят. Они не понимают, что нужно изменить какие-то функции, где-то нужно что-то внутри бизнеса поменять. Нанять грамотного специалиста не у всех хватает духа. Я же тут все холю, лелею, а чужак придёт и порушит!». Как с этим бороться? Или нужно, чтобы сменилось поколение предпринимателей?
- Частично я уже ответила на этот вопрос выше. Согласна, что со сменой поколений изменится и отношение к бизнесу. Сейчас, в принципе, при наличии образования и компетенций можно неплохо работать в найме. Но ведь люди идут в бизнес и в большинстве своем эти решения осознанные. Уже сейчас 40-летние и, не говоря уже о более молодых людях, по-другому мыслят, по-другому планируют и ведут свой бизнес, в отличие от тех, кто вынужден был заняться предпринимательством, чтобы выжить.
- И опять же высказанное Вами мнение: «Есть люди, которым не хочется звезды с неба, а достаточно кусочка хлебушка с маслом. А есть те, кто хочет двигаться дальше». Более того, Вы говорили, что, «когда бизнес доходит до определённой стадии развития, сами предприниматели его тормозят». Насколько сейчас распространено такое явление? И кого больше среди малых предпринимателей: тех, кто не думает о дальнейшем развитии, предпочитая оставаться малым бизнесом, или тех, кто хочет расти и развиваться?
- На мой взгляд, это было, есть и будет. Зависит от многих факторов, включая даже психотипы личности, от вида деятельности. Кто-то любит осуществить, коммерциализировать свою идею, поставить бизнес на ноги и продать. Ему далее неинтересно.
Кому-то мало коммерциализировать свою идею, он хочет ее развивать и покорять мир.
- За много лет работы бизнес-омбудсменом каких, с Вашей точки зрения, успехов Вам удалось добиться? Что лично Вы поставили бы себе в плюс?
Сейчас завершился немалый период Вашей жизни. Чем Вы будете заниматься теперь? Вернётесь в бизнес, или в общественную деятельность, связанную с предпринимательством? Или попробуете себя на совершенно новом поприще?
- Как я уже сказала, самое основное, что в регионе создан и работает полноценный самостоятельный правозащитный институт в сфере бизнеса. Очень хочется, чтобы он таким и оставался, работал для предпринимателей.
Полагаю, не стоит здесь перечислять даже самые громкие наши победы – это займет много времени, но хочу акцентировать внимание, что ощущение удовлетворенности от своей работы в должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей есть полное. То, что в офисе не хватало стен, чтобы повесить все благодарности предпринимателей в адрес нашей команды, и есть объективная оценка нашей работы.
Говоря о новом жизненном этапе, сразу скажу, что он для меня непривычен, я всегда работала, а с начала 2000-х деятельность была вообще гиперактивной.
Не строю планов, хочу отдохнуть, хочу почувствовать свою новую жизнь, заняться тем, чем давно хотела, побывать там, где мечтала, но всегда не хватало времени.
- Большое спасибо, Марина Анатольевна.
Беседовал Владимир Володин.