Мы продолжаем беседу с Сергеем Николаевичем Смирновым.
- Сергей Николаевич, мы с Вами говорили о промышленном производстве. Это, разумеется, важнейшая отрасль экономики, но ведь есть и другие отрасли, тоже играющие большую роль.
- Да. можно посмотреть цифры по тому же сельскому хозяйству. Оно, кстати, в отличие от промышленности, сократилось незначительно. Там практически на том же уровне осталось. Правда, очень велик разрыв между регионами, где оно больше всего выросло и более всего сократилось. Например, в Тверской области, а это северная, или, скажем так, относительно северная область, рост на 21%. А сократилось сельхозпроизводство почти на четверть в Курганской области, Кстати Курганская область, по материалам Счетной палаты, сейчас вошла в число десяти наименее развитых регионов.
Я не очень понимаю, почему названы именно эти регионы, хотя где-то внутренний голос подсказывает, что, например, Республика Тыва туда обязательно должна была войти. А вот поэтому там оказалась Республика Карелия, не знаю. Это зависит от того, какие критерии там были.
- Это уже как раз к теме поддержки регионов?
- Да. Не так давно выступал, по-моему, Мишустин и сказал, что мы должны выделить отставшим регионам определенные средства по одному, кажется, миллиарду рублей, чтобы они подтягивались ко всем остальным.
С одной стороны, это вроде правильно. Я люблю высказывание Петра Аркадьевича Столыпина о том, что все части страны должны прийти на помощь слабейшим. В этом оправдание существования государства как единого целого.
Но, с другой стороны, значит, пришли, помогли на этот самый миллиард рублей: с одной стороны, это копейки. С другой стороны, федеральная власть ставит галочку: я вижу проблему, и мы будем её каким-то образом решать. Когда смотришь, а я вчера тоже посмотрел вот эти индивидуальные программы развития точнее, доклад Счетной палаты на эту тему, которая предлагает изменить подходы. И там действительно вы знаете, мне это что-то как говорится, смутно напоминает. А напоминает мне это некие федеральные целевые программы, которые были в свое время, и в частности, программу антинаркотическую, к оценке результатов которой мы в свое время как Высшая школа экономики были привлечены. Мой институт конкретно этим занимался, и там было безумно интересно.
Там были конкретные программы: вот столько-то направить на лечение, на столько-то закупить лекарства и так далее, и тому подобное. Но были мероприятия ни о чем. Условно – поезд здоровья, который едет, проводит мероприятия и отчитывается числом проведенных мероприятий и числом посетивших их людей. Я извиняюсь, это можно проконтролировать.
И Счетная палата обращает внимание, что по этим индивидуальным программам развития я не помню точно, как это они называют, являются идеологическим обеспечением тех или иных мероприятий. И аудиторы Счётной палаты предлагают сократить их количество, сократив соответственно бюджетные средства, которые будут направляться на эти мероприятия, поскольку оценить, насколько это эффективно, не представляется возможным.
- Возникает резонный вопрос: как оказывать поддержку регионам в такой ситуации?
- Знаете, я, конечно же, поддерживаю глобальную идею, что слабейшим регионам надо помогать, но есть целый ряд моментов, которые необходимо учитывать. Я считаю, что если финансовые ресурсы на индивидуальные программы развития ограничены, то должна быть некая конкурсная защита тех проектов, которые предлагают регионы. Я в свое время входил в экспертную группу по федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. И там проекты представлялись. Конечно, главное было получить средства из федерального бюджета. Причём деньги выделялись на условиях софинансирования: 20% давал федеральный бюджет, 5% — регион, все остальное — это были негосударственный инвестиции. И основное было получить денежки из федерального бюджета.
Да, было реализовано несколько проектов, но значительная часть осталась, как говорится втуне, или была реализована не в полной мере. И, мне кажется, что если есть 10- 15- 5 регионов, которые нуждаются в индивидуальных программах развития, то они должны защищать свои проекты перед вполне серьезной конкурсной комиссией, с определенными критериями отбора. И не обязательно размазывать эти деньги между всеми 10 регионами. Может быть, пусть кто-то получит в 5 раз больше, чем тот регион, у которого нет проектов. Выплачивать же деньги впустую: на зарплату, на какие-то социальные выплаты — это все безумно нужно, но это не в рамках подобного рода индивидуальных программ развития. Иначе опять все закончится тем, что где-то кто-то скажет: вот у меня есть проект, он будет эффективный. Ну давайте вот завтра мы выделим средства.
- Сергей Николаевич, у меня уже набралась уйма вопросов: во-первых, насколько я помню, у нас дотационных регионов больше половины от общего количества. Понимаете, а что вот они все охвачены индивидуальными программами или только избранные, только 10?
- Только 10 избранных.
- Самых худших, по мнению тех, кто разрабатывал эти индивидуальные программы развития, было отобрано 10 регионов. Некоторые из них я уже перечислял. В основном это республики, но есть и области, причем понятно, какие: та же самая Курганская, как я уже говорил.
- А каковы условия выделения этих денег? Это что: вот чем громче кричит губернатор, тем больше он получит средств?
- Там средства распределяются поровну между всеми регионами. Вот есть некий бюджет проекта, и распределяется все поровну. Куда пошли деньги, да зачем они пошли? Вам выделили средства, а вы сами набирайте проекты, в том числе со значительным количеством обеспечивающих мероприятий, против которых выступает в своём докладе Счётная палата. Вьгам.сем сестрам по серьгам.
- Хорошо, но откуда берутся эти деньги? Их забирают у регионов-доноров, которых у нас не так много?
- Деньги берут из федерального бюджета. По какой конкретно статье: честно говоря, я не смотрел эту кодификацию, но это федеральный бюджет, других денег просто быть не может.
- Как говорила когда-то Маргарет Тетчер: "Нет никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков! ". Думаю, что и федеральный бюджет России пополняется таким же способом.
- Да, перефразируя одного известного отечественного политика: других денег у нас для вас нет.
Это понятно, но дело в другом: какой толк от этого всего, результаты есть от этого миллиарда. или ситуация такая, что они не отслеживаются. Вот Счетная палата отследила эти результаты и так уклончиво отметила: глобальных прорывов, конечно, нет, но где-то, в некоторых из этих регионов темпы роста экономики оказались выше общероссийских.
- А что будет дальше?
- Это не очень понятно, но здесь нужно постоянно мониторить ситуацию. Что будет вот в этом году с этими миллиардами тоже не очень понятно, насколько прислушаются к Счетной палате. Не надо забывать, что в данном случае, конечно, против новых методов, выступят представители самих регионов: им же этот миллиард просто должен с неба упасть, как говорится, бог послал. И что – теперь отнимут?
А есть еще один вопрос, который, кстати, в материалах Счетной палаты не упоминается: каким будет состав регионов. Пусть их опять будет 10, пусть федеральная власть скажет: я могу потратить те же 10 миллиардов, но в составе этих регионов, как пишет Счетная палата, есть такие, чьи темпы развития экономики выше чем среднероссийские. Так, может быть, на следующий год их исключить и кого-то подтянуть, потому что регионов с невысоким уровнем социально-экономического развития у нас достаточно много.
- У меня странный и неприятный вопрос: а если завтра деньги на эти программы в федеральном бюджете неожиданно закончатся.
- Разумеется, ничего вечного нет. Может случиться и так, что федеральный бюджет будет сворачивать некоторые программы, которые он сейчас финансирует, потому что сейчас, например, с нефтью очень неоднозначная ситуация по сравнению с прошлым годом ситуация, мягко говоря, неоптимистичная.
И просто будут сворачиваться какие-то неэффективные программы, как мне кажется. И вот подобного рода поддержка слаборазвитых регионов, она будет, конечно, осуществляться в той или иной форме, но не очевидно, что в рамках индивидуальных программ развития.
- Но для таких ситуаций есть средство, надо сказать, применяющееся в разных странах: включается печатный станок.
- Да, не исключено, но в этом есть свои нежелательные последствия. Так что надо наблюдать за ситуацией, как она будет меняться.
Беседовал Владимир Володин.