Мы продолжаем беседовать с Филиппом Данько о работе компании "О2Consulting"
- Филипп, мы остановились на том, что компании, работающие на бумажном рынке Европы, сейчас вынуждены переходить на рынки других стран, поскольку российский рынок не может обеспечить спрос, необходимый для того количества продукции, какое они выпускают.
- Да, у нас в стране всего четыре компании, которые этим занимаются, но они все крупные и ориентированные не только на внутренний рынок. Поэтому они вынуждены были пересматривать свою продуктовую стратегию и пристально изучить возможности экспорта той или иной своей продукции в зависимости от того, какие у них логистические издержки (насколько дорого будет поставить товар в ту или иную страну с учётом новой логистики. санкций, транспорта, налогов и прочего). А есть ещё и вопрос: какой на местах уровень цен и какой там сейчас уровень спроса. То есть насколько выгоднее продавать на этом новом рынке, чем, например, внутри страны.
И, наконец, какова реальная ёмкость рынка, поскольку даже рынок Китая можно обвалить, если направить туда все свои мощности и возможности, сконцентрировавшись только на нём. Это уронит не только цены всех остальных игроков, но и создаст очень жёсткую зависимость: если компания привязана к одному региону, одной стране, то любое изменение там может заставить вновь всё пересматривать и корректировать.
- Да. И такие случаи ведь уже были. Причём не только у российских компаний.
- Конечно.
Есть стратегия, которая называется «Стратегические сессии», это небольшой продукт – фактически демоверсия стратегии, когда мы собираемся с руководством той или иной заинтересованной компании, предварительно изучив предоставленную нам необходимую внутреннюю документацию и специфику рынка, на котором они работают. И в рамках «Стратегической сессии» мы стараемся сформировать все возможные гипотезы по ключевым проблемам, с которыми компания сейчас сталкивается.
То есть это – не подробная стратегия с детализацией шагов и вниманием к тому, что мы будем делать через три, пять, десять лет. Это скорее попытка ответить на насущные вопросы, куда копать. То есть на какие рынки нужно обратить наиболее пристальное внимание, какие продукты являются сегодня наиболее интересными, с каким сырьём сейчас наибольшие проблемы, и что с этим потенциально можно сделать. Вот такого рода вопросы. Это – короткие проекты, которые длятся от нескольких недель до месяца, но при этом позволяют компании получить сторонний взгляд на свои проблемы, вместе с нами всё пообсуждать и на выходе либо сформировать какие-то готовые решения, либо перейти к каким-то более глубоким разработкам и получить более фундаментальный продукт – полноценную стратегию.
Следующее направление – маркетинговые исследования. Оно тоже изменилось за последние годы. Если три, четыре, пять лет назад такие исследования осуществлялись в основном в рамках бизнес-планов под нужды банков, поскольку под такие нужды всегда нужно понимание рынков, потому что это сбыт, а в рамках понимания рынков нужны маркетинговые исследования, чтобы оценить его потенциал, функции, другие факторы и возможную динамику.
Сейчас фокус маркетинговых исследований тоже смещается в IT. Это более детальные исследования отдельных сегментов оборудования, отдельных направлений программного обеспечения и других похожих историй. То есть, казалось бы, делаем мы тоже самое, просто в рамках сегмента нового приоритетного и большого рынка.
Если же говорить о проектах, связанных с развитием территорий, то этим мы очень активно занимались именно в тот период, когда очень плотно работали с НИСИППом. Это было формирование территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон, развитие технопарков и сопутствующие истории. Это был выбор неких оптимальных условий для конкретной территории и попытка создания нового правового режима в её границах. Это должно было обеспечить рост локального бизнеса, развитие региона в целом и прочие положительные эффекты.
Похожие проекты возникают регулярно. Из интересного мы совсем недавно участвовали в уникальном конкурсе по разработке мастер-плана
города Грозный.
- Я понимаю, что Грозный – вообще уникальный город, но что уникального было в этом конкурсе?
- Понимаете, обычный конкурс – когда несколько участников подают свои заявки и соревнуются между собой. Кто-то предлагает лучшие условия, и дальше именно он делает всю работу. В рамках этого конкурса был сформирован ряд консорциумов (всего шесть), каждый из которых проделал предварительную работу. Затем из них были отобраны три фаворита, претендующих на призовые места, и каждый из них довёл свою работу до логического завершения, то есть провёл полный цикл работ в рамках технического задания.
При этом каждый консорциум – это группа компаний, так в нашем было больше одиннадцати организаций, в том числе компания MASTER'S Plan. Был консорциум с группой Артемия Лебедева и ещё один консорциум - «Город поколений» - не такая известная компания, но обладающая богатым опытом освоения советского архитектурного наследия. Мы как консалтинговая компания отвечали за экономический блок: оценку эффектов от предлагаемых инициатив по развитию города и моделирование возможных эффектов в результате реализации мероприятий.
Уникальным данный конкурс является по целому ряду моментов. Во-первых, все три победителя получили призовые: по сути, им была оплачена работа, а город получил комплекс из трёх работ, которые он может использовать. Возможно, в случае одного победителя это было бы лучше для него и дешевле для города, но так анализ получился максимально полным. И здесь, что было нам особенно приятно, наш консорциум занял первое место, фактически обойдя студию Артемия Лебедева. Я понимаю, что они не градостроители, а скорее дизайнеры, но архитекторы были во всех консорциумах, как и дизайнеры, и экономисты. Так что здесь достижение сугубо репутационное – победа над известным игроком рынка, пусть известен он в немного другом сегменте.
- Интересный опыт, насколько я понимаю.
- Да, я до этого никогда не сталкивался с такими условиями конкурса. Это – не тендер, а именно конкурс в его классическом понимании.
- В своё время, я помню, вы работали с Дальним Востоком. Сегодня это – пройденный этап, или вы работаете с Дальним Востоком до сих пор?
- Мы работали с Дальним Востоком в рамках направления «Развитие территорий». Мы по сути создали первый ТОСЭР (Территория опережающего социально-экономического развития – В.В.) – ТОСЭР Камчатка на Дальнем Востоке. Были и работы по Сахалину. Но дело в том, что все подобные работы имеют своё начало и своё логическое завершение, после которого наше дальнейшее участие не требуется. Мы прописываем все необходимые механизмы, находим тех, кому эта территория была бы интересна, запускаем процессы. А дальше начинается организационная работа, которую регион выполняет самостоятельно. Поэтому на текущий момент проектов с Дальним Востоком у нас нет.
Опыт был очень интересный: проекты – крупные и достаточно сложные, но при этом весьма и весьма занимательные. Однако они сделаны, и мы идём дальше, участвуем в развитии других территорий.
При этом я могу сказать, что формирование особых экономических зон как тренд скорее схлопнулось. Сейчас все, или почти все, кто хотел их сформировать, это уже сделали. Такие проекты сегодня являются исключением, и мы ищем новые направления по развитию территорий. Это – подготовка стратегических документов отдельных регионов на стыке направления стратегии территорий и такие интересные вещи, как классическая градостроительная история по формированию мастер-плана.
- А много в итоге было создано особых экономических территорий?
- На мой взгляд, более чем достаточно. Мы, если память мне не изменяет, приняли участие в создании четырёх.
- И без работы вы и теперь не остаётесь.
- Да, что делать находится, особенно учитывая, что отдельные наши проекты являются продолжением работы с теми же клиентами. Те же стратегии порождают масштабные процессы доработок и совершенствований, поскольку на этапе повседневной работы требуется поддержка реализации поставленных задач. Мир динамично развивается, и становится необходимо как пересматривать отдельные элементы стратегии в рамках изменяющихся условий, так и более детально прорабатывать отдельные моменты, связанные с реализацией отдельных проектов.
Беседовал Владимир Володин.