Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Марина Шемилина, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Приморский бизнес устоял. Окончание.

Мы продолжаем беседу с Мариной Шемилиной.

 

- Марина Анатольевна, во время Вашей недавней встречи с Борисом Титовым отдельно обсуждалась «негативная практика контрольных органов одновременного привлечения к административной ответственности должностного и юридического лица без должного анализа наличия вины юридического лица». Что имелось в виду? Можно привести примеры такой практики? Как Вы считаете, возможно ли эту практику прекратить в ближайшем будущем?

 

- Мы несколько лет поднимали проблему об одновременном привлечении к административной ответственности юридического и должностного лица. В апреле прошлого года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наконец-то были внесены поправки, согласно которым юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Данная норма направлена на исключение одновременного наказания организации и ее должностного лица за одно и то же нарушение.

После принятия поправок в мой адрес обращений от предпринимателей по данному вопросу не поступало, но вот коллеги из других субъектов и не только Дальнего Востока, говорят о том, что контрольно-надзорные органы привлекают к административной ответственности, в первую очередь, юридическое лицо, после чего привлекается должностное лицо, что, по их мнению, исключает применение ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ. То есть положение об исключении «двойного» наказания юридического лица и должностного лица за одно нарушение контролирующими лицами игнорируется, норма права, направленная на установление виновного лица и степени его вины, не применяется.

В связи с этим мы предложили Борису Юрьевичу проанализировать практику на федеральном уровне и выйти в Правительство РФ с инициативой изменения редакции указанной нормы, четко закрепив невозможность одновременного привлечения юридического лица и его руководителя к административной ответственности вне зависимости от последовательности привлечения к ответственности.

По большому счету, эту негативную практику прекратить можно и сейчас, если контролеры и суды будут не просто привлекать к административной ответственности юридическое лицо, а действительно анализировать были ли им приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Приведу, может быть грубый и примитивный, но, как мне кажется, очень наглядный пример. Денежные расчеты при розничной торговле должны осуществляется через кассовый аппарат. Продавец при поступлении на работу проходит инструктаж; порядок работы, включая работу на ККТ, прописан в должностной инструкции, с которой он ознакомлен под подпись. Юридическое лицо приобрело ККТ, поставило ее на учет в ИФНС. При проверке, оказалось, что продавец не пробил кассовый чек? Кто виноват, кто совершил правонарушение? Кого привлекать к административной ответственности? На мой взгляд, работник совершил правонарушение или руководитель, не осуществляющий контроль за работой. В данном случае юридическое лицо предприняло все необходимые для соблюдения требований законодательства меры. В чем его вина?

Но, если при проверке обнаружилось, что продавец-кассир не пробивает кассовый чек, потому что юридическое лицо не потрудилось приобрести ККТ, то, безусловно, есть вина юридического лица, каким бы добросовестным не был продавец, он не может исполнить требования действующего законодательства при расчетах с покупателями.

 

- В марте 2022 года Вы говорили: «Кредиты сегодня очень всех беспокоят. Там две проблемы: первая — это то, что они сейчас очень дорогие, вторая — это вероятность того, что, несмотря на рекомендации Центробанка и президента, банки начнут повышать ставки по ранее выданным кредитам. И у меня информация от коллег из других субъектов такая есть».

Прошло полтора года. Что происходит с кредитами сейчас? Есть какие-то положительные сдвиги?

 

- Доступ к кредитным ресурсам всегда был проблемой для малого бизнеса, особенно начинающего. Несмотря на наличие различных льготных программ, гарантийных фондов, государственных микрокредитных компаний, которые, безусловно, упрощают получение кредита. Но в текущей нестабильной ситуации остаются серьезные риски повышения размеров даже фиксированных кредитных ставок по уже ранее выданным кредитам. Ведь все кредитные договоры содержат пункт о возможности одностороннего повышения размера кредитной ставки в связи с повышением ЦБ РФ ключевой ставки.

Я не знаю, что можно в этой ситуации предпринять, но, безусловно, надо думать и принимать решения хотя бы для инвесторов о сохранении им условий при получении кредита для реализации проекта.

 

- Марина Анатольевна, изменились ли в последние полтора года условия, цели и задачи работы регионального бизнес-омбудсмена? О какой помощи просит Вас сегодня бизнес? Есть ли у Вас прогнозы на ситуацию в приморском бизнесе в ближайшее время?

 

- Цели и задачи Уполномоченного, как любой государственной структуры, регламентируются федеральным и региональным законодательством.

Поставленную перед Институтом бизнес-омбудсменов задачу по обеспечению гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти и местного самоуправления аппарат Уполномоченного решает через ключевые направления своей деятельности – защита индивидуального права, работа по решению системных проблем, с которыми сталкивается бизнес, просветительская работа и совершенствование законодательства.

Конечно, приоритетом в работе Уполномоченного является восстановление прав и законных интересов предпринимателей, если они нарушены, но стратегической является работа, направленная на решение системных проблем.

За время работы в мой адрес поступило около 5000 обращений и жалоб. Тематика обращений меняется и зависит от экономической и даже политической ситуации в стране. Если в первые годы поступало много обращений, связанных с проведением проверок, то сейчас их поступает не более 6%, сказывается реформа КНД и объявленные моратории.

Так, в 2020 году более половины обращений были связаны с вводимыми ограничениями. По некоторым из них требовались просто разъяснения, консультации, по другим - мы выявляли нарушение прав предпринимателей и работали по их восстановлению, были инициативы по законодательным изменениям, их мы брали в работу.

Интересный факт мы отметили в 2022 году – впервые за 10 лет почти 40% обращений субъектов предпринимательской деятельности содержали предложения о внесении изменений в действующее законодательство. Инициативы касались, в большей степени, вопросов частичной мобилизации, так как на момент ее объявления правовая база заметно отставала от реальной жизни. Также большая работа аппаратом Уполномоченного была проведена при рассмотрениях обращений, связанных с нарушением моратория. Совместно с Правительством Приморского края и Прокуратурой края наводили порядок в организации муниципального контроля.

В прошлом году Законодатель предоставил региональным бизнес-омбудсменам выступать в качестве защитника в административном процессе, и мы в этом году уже воспользовались новыми полномочиями. По итогам рассмотрения компания получила предупреждение вместо 300-500 тыс рублей штрафа.

Для Владивостока был и остается сложным вопрос получения земельного участка для строительства при реализации проектов, с такой тематикой, практически, всегда есть обращения.

В этом году предприниматели ряда районов Приморья серьезно пострадали от наводнения. Были обращения по данной теме. Совместно с Правительством края мы вели работу по выработке мер поддержки, в ручном режиме решали конкретные вопросы пострадавших предпринимателей по вывозу ТКО, энергоснабжению, взаимодействию с банками.

На встречах предприниматели часто поднимают вопрос о повышении предельного размера для применения специальных налоговых режимов. Я недавно выступала на Первом Дальневосточном налоговом форуме с инициативой о применении индексации установленного НК РФ размера этой величины для субъектов предпринимательской деятельности, работающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним территориях на районные надбавки и северные коэффициенты.

Делать прогнозы – дело неблагодарное. В одном я уверена, что бизнес Приморья будет прирастать, в крае имеются все (ну или почти все) предпосылки для этого.

 

Материал подготовил Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости