Считается, что высшим проявлением интеллекта среди детей является умение решать олимпиадные задачки. Олимпиадники поэтому имеют преференции при поступлении в вуз. С другой стороны, бытует мнение о том, что отличники работают потом у троечников. И то, и другое имеет место в жизни.
Однако, олимпиадные задачи, ЕГЭ или тесты IQ не выявляют уровень интеллекта. С другой стороны, не любой троечник сможет создать что-то стоящее. Оценить интеллект можно по сложности создаваемых человеком систем. Причём речь идёт о системах в личной жизни, в работе, в семье и тп. (в «Системном саморазвития» вводил понятие интегральный успех).
Интеллект помогает человеку справляться с ситуациями, в которых он никогда не был. По сути, проверяет интеллект человека только жизнь, а не олимпиадные задачки или богатство. Если человек недоволен своей жизнью, то, скорее всего, именно его интеллект не соответствует жизненным реалиям. К сожалению, в возрасте людям часто приходится умерять свои неудовлетворённости до текущего уровня развития интеллекта.
Невозможно знать все проблемы, которые возникнут перед человеком в будущем. И именно поэтому важно развивать интеллект заранее. А вот прикладному мастерству нужно учиться в тот момент, когда поставлена задача. Именно интеллект сложную проблему переводит в четко поставленную задачу, которая решается прикладным мастерством.
Интеллект развивается за счёт фундаментальных дисциплин (интеллект-стек), а также за счёт их применения в реальной жизни, в том числе в рабочих проектах. Поэтому, например, тинейнджер, который едет в незнакомый город для учебы в вузе в большей степени качает свой интеллект, чем тот, кто живет с родителями. Самостоятельная жизнь приводит к тому, что человеку приходится сталкиваться с большим количеством новых ситуаций, в которых требуется ставить и решать задачи.
Учеба в вузе соответственно это не только изучение науки, но и целых класс жизненных задач. В том числе социализация и коммуникация, для которых нужна этика, риторика, логика и другие трансдисциплины интеллект-стека.
Всем этим трансдисциплинам можно заранее учиться, и сразу применять эти теории в жизни. Тогда это будет осознанное обучение и усиление интеллекта. Альтернативный вариант - метод троечника, который старается выжить в текущей социальной среде. Но что будет, если среда поменяется?
Необходимо создавать новые вузы и школы, нужны новые программы обучения, которые направлены не на олимпиадные задачи, а на усиление интеллекта в массовом порядке. Нам уже понятно как делать людей умнее и как менять мышление, чтобы жизнь была интересной, счастливой и успешной. Проблема - как это сделать массовым. Уверен, что нам хватит интеллекта, чтобы решить эту проблему, в том числе привлекая интеллект других людей и AI.