Какой путь развития высококлассного специалиста? Например, ИТ-разработчика, продакт-менеджера, директора по развитию или системного инженера.
Траектория развития востребованного человека в бизнесе примерно одинаковая. Хорошее образование, ведь пока человек грызет гранит сложной науки у него так или иначе развивается интеллект (https://blog.system-school.ru/2021/12/31/razvivaem-intellekt-sposobnosti-nauchitsya-a-ne-navyki-i-um.... Поэтому с большой вероятностью речь идёт о технической специализации и/или о фундаментальном образовании по естественным наукам. А потом тернистый путь по карьерным ступенькам, в рамках которого обучение проходило на практике, в том числе от опытных наставников или в рамках крутых проектов. Время от времени происходит прокачка навыков на краткосрочных курсах.
Однако, все чаще в мире появляются исключения. Начальное и среднее образование ничем заменить, разве что его начали давать частные садики и школы. А вот высшее образование теряет былой престиж, и часто молодые люди предпочитают получать знания прямо в проектной деятельности. Многие вспомнят примеры состоявшихся предпринимателей, которые еще в прошлом веке обменивали учебу в Гарварде на свой стартап.
Но вряд ли этот путь Гейтса, Цукерберга или Бренсона возможно повторить. Невозможно подсчитать количество людей, которые бросили учебу в вузе ради работы, но у них ничего не получилось.
Тем не менее, нельзя не заметить тренд того, что многие крутые ИТ-специалисты не имеют высшего образования. И на этом примере можно сделать хорошее предположение.
В таком поведении есть резон, и причина этого в том, что фундаментальное образование во всем мире не соответствует веяниям времени. ИТ сравнительно новая сфера, а фундаментальное образование, на котором должны строиться прикладные ИТ-компетенции, никак не поменялось. Если говорить о России, то это мех-мат, ВМиК или физ-тех.
Отсюда можно сделать сильно заявление о том, что STEM как стандарт высококлассного фундаментального образования устарел. Именно по этой причине многие (уже не только в ИТ) обоснованно считают: чтобы стать специалистом лучше сразу инвестировать время в практику, а не тратить его на старую прошивку интеллекта в вузе.
Однако, жизнь всё же сложно обмануть.
Жизненное мастерство состоит из интеллекта и из прикладного мастерства (специализации). Нужно и то, и другое. Узкая специализация, даже в предпринимательстве или в программировании, имеет высокие риски. Узкопрофильный специалист обычно становится заложником своего опыта, от которого сложно отказаться. А мир быстро меняется и поэтому прикладные знания быстро устаревают. Только интеллект позволяет быстро замечать изменения и справляться с новыми проблемами. В том числе переучиваться и бесконечно развиваться, чтобы всегда оставаться востребованным.
Таким образом, без фундаментального образования, которое призвано усиливать интеллект, нельзя. ШСМ предлагает новый стандарт из 17 трансдисциплин, включая системное мышление, онтологику, теорию информации, логику, этику, эстетику, понятизацию, семантику и другие. При этом важно поменять содержание этих трансдисциплин. Так, например, системное мышление 21 века отличается от поколения прошлого века.
Обучение на всю жизнь должно включать программы по усилению интеллекта. Невозможно учиться только прикладным практикам или soft skills. Многим 30−35 летним необходимо провести апгрейд своей фундаментальной прошивки, чтобы ускорить работу мозга. И чтобы справляться с современными проблемами и сложными проектами. Но это должны быть не устаревшие вузовские программы, а современные sota-трансдисциплины.
И еще одно добавление к программе обучения. Такой апгрейд интеллекта должен происходить одновременно с реализацией рабочих проектов.
Фундаментальное образование можно получать одновременно с получением прикладной специализации, реализуя рабочие проекта. Но это уже про методику обучения, которая применяется в ШСМ. И это тема отдельного поста.