Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Борис Овчинников, партнёр компании Data Insight. Интернет-торговля бьёт рекорды.

Борис Овчинников, известный интернет-аналитик, неоднократно выступал на страницах нашего сайта. Сегодня мы беседуем с ним об особенностях развития онлайн-торговли в России.

 

- Борис, как я узнал из поста в ФБ Вашего коллеги по работе в компании Data Insight Фёдора Вирина, недавно в Сочи прошла конференция по вашей тематике.

- Да, мы с нашим партнёром Центр Проект дважды в год собираем конференцию для руководителей интернет-магазинов и компаний, оказывающих им различные услуги (логистические, рекламные, платёжные). Это всегда выездное мероприятие, что помогает совместить официальную программу, состоящую из выступлений и тренингов, с активным профессиональным общением в кулуарах.

- И какие вопросы рассматриваются на таких конференциях?

- Если в общих чертах, то, прежде всего, как меняется рынок электронной торговли, как он будет меняться, какие новые возможности появляются, какие прогнозируются новые вызовы.

- И как видят возможные изменения на рынке интернет-торговли люди, которые здесь работают?

- В данном случае мне проще говорить не про общее настроение, а о том, что вижу я и что видит наша компания. А видим мы продолжение мощного и быстрого роста этого рынка. Он начал ускоряться ещё до эпидемии ковида, в 2019-м году, а в 2020-м году получил мощный дополнительный стимул, причём стимул не кратковременный, а долгосрочный, так как большинство людей, вынужденно попробовавших онлайн-заказ весной 2020-го года (а, по нашим оценкам, это около десяти миллионов, а, может быть, даже больше), продолжило пользоваться им и потом, когда ограничения на работу обычных магазинов были сняты.

Как правило, люди, попробовавшие однажды заказать товары в интернете, продолжают пользоваться такой формой покупок. Более того, они используют её всё активнее, делая заказы чаще, в большем количестве товарных категорий и так далее.

И эта ускоренная адаптация онлайн – практик, связанная с покупками, с платежами в онлайне продолжается и сейчас. 2021-й год стал вообще рекордным в истории отечественного рынка электронной торговли. Во всяком случае, если начинать считать с 2010-го года, когда мы впервые оценили этот рынок. И в прошлом году был показан рекорд скорости роста по количеству заказов: их в 2021-м было в два раза больше, чем в 2020-м. При этом средняя стоимость одного заказа в рублях заметно сократилась, но это не потому, что люди стали экономить.

- Стали заказывать продукты, а не предметы длительного пользования.

- Заказывать стали всё, и онлайн покупки превратились в повседневную рутину. А если вы заказываете что-то несколько раз в неделю, то уже не ждёте, когда в вашей корзине соберётся всё, что нужно, заказываете то, что выбрали прямо сейчас, поскольку знаете: через неделю, или даже через день вы сделаете следующий заказ, куда войдёт всё, что по каким-то причинам не вошло сегодня.

И, конечно, если говорить о заметных количественных изменениях, то надо признать, что, в первую очередь, тот рост, о котором я говорю, приходится на универсальные маркет-плейсы. То есть ведущими являются площадки, где представлены все или практически все товарные категории, а продавцами большей части ассортимента выступают тысячи (скорее даже десятки и сотни тысяч) продавцов – партнёров, а не компания – владелец площадки. Самые большие и известные примеры – это Wildberries  и Ozon – площадки, на которых любая компания или частный предприниматель может выставить свои товары и начать их продавать.

И ещё одно большое изменение: как и в 2020-м, в 2021-м году лидером роста оставался сегмент продуктов питания, ставший очень большим и заметным на рынке электронной торговли. К тому же он очень быстро меняется внутри себя: от изначальной модели больших покупок раз в неделю и реже (чтобы не ехать в магазин и не тащить оттуда тяжести) этот рынок быстро перешёл к модели быстрых заказов, доставляемых менее чем за два часа (а иногда и менее чем за 15 минут). И, конечно, надо ещё раз вспомнить об изменившемся в этих условиях среднем чеке: он теперь не четыре тысячи, а тысяча – полторы рублей.

- Борис, если можно, приведу пример из собственного опыта: мы совсем недавно всей семьёй болели и пользовались услугами интернет-магазина, или, не знаю, как это назвать – «Пятёрочка – доставка», поскольку именно она оказалась установлена на телефоне моего сына.

- Вполне интернет-магазин.

- Но, как только мы выздоровели, я сразу побежал в обычный магазин. Почему? Мы не привыкли к продуктовой интернет – торговле, хотя бытовую технику не раз покупали через интернет. Покупали мы в «Пятёрочке», где прайс-лист в интернете почему-то оказался более скудным, чем обычный ассортимент магазина, к тому же приносят не всё, а за что-то возвращают деньги. А по поводу того, что мы заказывали вразвес, у меня лично возникли самые нехорошие сомнения.

Я понимаю, что сегодня это всё смотрится, как мнение мастодонта, внезапно проснувшегося после многовековой спячки, но уверен, что я такой не один.

- Сразу скажу насчёт подозрений в обмане: такого не может быть. С этим как раз всё аккуратно – они всё внимательно пересчитывают.

- Не знаю. Конечно, когда ты чем-то недоволен, всё представляется в чёрном цвете, а мне продуктовая интернет – торговля не понравилась.

- Тоже может быть. Вот то, что ассортимент в интернете может оказаться меньше, такое бывает: есть категории продуктов, которые сложно привозить, если продукты подбираются не в магазине, а на складе, то есть ограничения по тому, сколько позиций можно разместить, чтобы это не мешало очень быстрой сборке.

Хотя лично я не замечал, чтобы ассортимент у той же «Пятёрочки» был в онлайне уже, чем в офлайне. Скорее – наоборот. Хотя, конечно, какие-то товары могут по разным причинам отсутствовать.

Но я могу, например, сказать, что у ВкусВилла, являющегося одним из лидеров онлайн-рынка и безусловного лидера по доле всех продаж на этом рынке, ассортимент в онлайне больше и стабильнее, чем в офлайне. Сейчас можно с большой вероятностью даже утром не найти в магазине какой-либо любимый товар, а в онлайне он будет в наличии даже вечером.

- Борис, я совершенно случайно наткнулся на сайте «Эха Москвы» на такое вот мнение человека, постоянно публикуемого там как блогера. Это – Александр Горный: «Передвигаясь по Москве, вижу огромную армию людей с коробками за спиной, которые кто бегом, кто зимой на велосипеде, тащат жрачку зажравшимся и ленивым «москвичам». Если честно, то я не понимаю до какой степени надо облениться, чтобы так массово заказывать себе всякий фастфуд и в таких количествах. Неужели разучились готовить жители столицы?».

Не вдаваясь в подробности, замечу: и такое мнение, оказывается, может иметь место. Простой вопрос: почему онлайн услуги, доставка продуктов на дом могут вызывать столь яростное неприятие?

- Начнём с того, что далеко не обязательно, что в этих коробках именно фастфуд. А потом: было время, когда пойти в магазин и купить хлеба считалось роскошью для большинства тогдашнего населения нашей планеты. Но сейчас мы привыкли к тому, что хлеб покупается в магазине, а не делается самостоятельно.

Кому-то может не нравиться, но то, что люди всё меньше времени тратят на приготовление пищи - объективная реальность, и непонятно, кто может их заставить тратить на это столько времени, сколько тратилось когда-то. При этом никто не может запретить тем, кому это доставляет удовольствие, делать это самостоятельно.

- А теперь будет другой поворот нашей темы.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости