Чтобы ни говорилось, пандемия коронавируса стала одним из решающих факторов сегодняшнего состояния отечественного малого и среднего бизнеса. О том, что происходит с ним сегодня и что может случиться завтра, мы беседуем с Валерием Юрьевичем Чупровым.
- Валерий Юрьевич! Я в своё время беседовал с Юрием Вячеславовичем Симачёвым, участвовавшим в первое лето пандемии в создании некоей программы, так и оставшейся без реализации. И он сказал: когда мы работали, эпидемия коронавируса пошла на спад, нас уверяли, что осенью всё закончится, и мы исходили из этого. А осенью началась новая волна эпидемии, и всё пошло не так.
Прошёл ещё год, мы переживаем очередную волну пандемии, и, возможно, она не последняя. Можно ли сказать, что так называемый «коронакризис» стал у нас (и не только у нас) основным драйвером, как теперь любят говорить, управляющим развитием малого и среднего бизнеса? Как Вы считаете?
- Мне кажется, что ставить вопрос, является ли пандемия драйвером развития малого и среднего бизнеса, можно лишь с большим и едким сарказмом. Пандемия стала не драйвером, а тормозом. Она вызвала угнетение и деградацию практически всех сфер деятельности, общественной жизни. И не в последнюю очередь, это коснулось отечественного микро-бизнеса, малого бизнеса.
- Я слышал и читал, что самый страшный удар пришёлся по среднему бизнесу.
- Если оперировать цифрами экономики более высокого разряда, то - может быть. Я сейчас средний бизнес, как говорится, руками не пробую и практически не осязаю. В нашем городе, являющемся наукоградом, безусловно, есть сектор средних предприятий, но они сейчас тоже испытывают серьёзные трудности, причём в вопросах, которые уже были за многие годы работы выстроены и отлажены. "Середняки"-производственники, можно сказать, получают рикошетные удары от пандемии.
Но, по моим ощущениям, для среднего бизнеса, по крайней мере, худо-бедно есть какие-то просветы: они более заметны, влиятельны и слышны на "полях", где чиновникам нравится часто бывать: будь то трибуна, "круглый стол" или кулуары. Именно в таких "сошествиях" с ними как-то предметно могут поговорить, потому что "середняки", как правило – это же сложные цепочки кооперации, серьезные объемы, большие коллективы. У них авторитетные владельцы. Поэтому различные институты инфраструктуры поддержки (подобные РФПИ, ФРП или РЭЦ) пытаются оперативно реагировать на их запросы. При этом "середняки" тоже в целом не растут, испытывая неустойчивость из-за санкционных и других политических завихрений.
Если же мы говорим о самых маленьких, самых незащищённых бизнесах, то для них эта пандемия – это катастрофа, потому что она их просто "косит". Нет, неверно выразился! "Косит"-то их не сама пандемия, не вирус, а действия гражданских властей, ищущих способы эффективной борьбы с распространением вируса.
- Что касается ситуации со средним бизнесом, то к нему относятся сети кафе и ресторанов, фитнес-клубов, туристических фирм и тому подобных компаний. По ним пандемия прошлась тяжёлым катком, многих, как говорится, "закатав в асфальт".
- Да, целый ряд сфер, которые оказывали востребованные услуги, в том числе и бьюти-индустрия (индустрия красоты), ивент-индустрия (индустрия событий, праздников), индустрия гостеприимства и так далее, провалились очень сильно.
- В том-то и дело. А малый бизнес в связи с пандемией проваливается очень глубоко, и количество умерших и умирающих фирм и фирмочек, по-моему, сегодня невозможно сосчитать: некоторые продолжают числиться «живыми» исключительно в надежде ожить, когда пандемия закончится. Пока же на малом бизнесе сказывается любой, самый краткосрочный локдаун, частичный или полный, как его ни при этом ни называй.
- Конечно. Я могу в оперативном, почти онлайн режиме наблюдать, как эти меры вводятся, усиливаются, ужесточаются, ослабляются в разных регионах страны, поскольку я до сих пор не теряю информационной связи с нашими региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей.
У бизнеса, работающего в различных регионах, проблем хоть отбавляй: они там бьются, например, за то, чтобы разрешили вечером/ночью работать. Взамен на поголовную вакцинацию. Борются, например, за повышение потолка наполняемости с 50% до 70% в обмен на тотальную рециркуляцию, или за лишние столики в зале… В общем, бизнес вынужден находиться в постоянном изматывающем переговорном процессе, выторговывая у региональных штабов по борьбе с коронавирусом какие-то послабления. Честно скажу, читать эту ленту новостей со всех краёв России очень тяжело, гнетуще. В отличие от противовирусных вакцин, которые проходят испытания, меры региональных штабов по ограничениям для бизнеса – это немедленное и неотвратимое применение сразу в полевых условиях.
Не хочется быть пессимистом в преддверии Нового года, но ситуация печальная, по-другому не скажешь.
- Тем не менее, второй вопрос у меня такой: сегодня мы видим две тенденции в обсуждении ситуации с МСП. Есть мнение, высказываемое чиновниками достаточно высокого уровня и близкими к власти экспертами, что она улучшается: самое худшее уже пережили, малый бизнес растёт. И есть мнение немалого количества предпринимателей и независимых экспертов, что всё плохо, или, в крайнем случае, не так плохо, но и нехорошо. Мотивации обеих сторон понятны, картина явно не простая и не однозначная. Вы как сторонний наблюдатель, что можете сказать о правоте сторон? Как ситуация видится Вам?
- Что касается первого мнения - мнения наших безудержных, "шапкозакидательских" оптимистов, то что тут комментировать?!? Наверное, для баланса в природе и обществе нужны и оптимисты, особенно если они в это искренне верят и делают бескорыстно?
За неполных два года нам неоднократно объявляли, что переломили ситуацию, и пандемия вот-вот закончится. То, что говорится сейчас в официальных изданиях о малом бизнесе – пронизано таким же неоправданным оптимизмом: мы ситуацию переломили, мы начинаем побеждать, мы входим в полосу стабильности... При этом никому не дано увидеть, что будет через полгода. Вот ставший весьма влиятельным Роспотребнадзор в прошлом году писал различные СанПиНы по особым "короновирусным режимам" со сроком действия до конца 2021 года. Думали, дальше станет неактуальным. Сейчас вынуждены всё продлевать до 2024.
Поэтому – пока мы никуда по ощущениям не поднимаемся, ни физически, ни психологически. Повторюсь – у нас с Вами просто беседа в ощущениях, в эмоциональном ключе. Это не экономический анализ ситуации, пусть им занимаются ученые. Кстати, они (ученые) увидели, что Индекс роста МСП по итогам III квартала 2021 года показал значение «+4 пункта» - «стагнация, близкая к умеренному росту». Мне сразу образно увиделось, что лежит некто в реанимации, но к дверям палаты всё же ближе головой, а не ногами.
Что касается роста малого бизнеса, то я не знаю: можно, конечно, взять и выдернуть из всего этого негативного хаоса, допустим, рост продаж на маркет-плейсах. Действительно, там их за год, наверное, стало больше.
- Конечно, сколько продавцов вынуждены были уйти в интернет.
- Разумеется, когда людей посадили на самоизоляцию, все побежали в Ozon в Wildberries, чтобы попытаться продавать хотя бы в онлайне. В рознице ничего не продашь, если к вам не пускают покупателей, если не дают открывать зал общепита, и бизнес проседает. Ладно, там вполне может быть какой-то рост. Но ведь это всё лишь точечный всплеск, причём вынужденный, и порождающий совершенно новые сложности для "малышей".
- А то, что мы себя так с удовольствием успокаиваем, к чему это в итоге приведёт? Посмотрите на те же европейские страны: они с неменьшим удовольствием сами себя пугают.
- Я не берусь говорить, чем это может кончиться, да и кончится ли. Но вообще, это – наши давние традиции: приукрасить реальность, оправдывая это высокими интересами – чтобы в будущем реальность стала красивее. Но, к сожалению, когда изображение намеренно искажает реальность сегодня, велика вероятность, что за норму завтра примут изображение.
Беседовал Владимир Володин.