Налоговая отчётность – один из неотъемлемых видов деятельности любой компании и организации. Упростилась ли она сегодня? Об этом мы беседуем с главным бухгалтером НИСИПП Любовью Максовной Старожилец.
- Любовь Максовна, сейчас достаточно много высказывается мнений, в частности в группе «Проблематика МСП и господдержка» на Фейсбуке (эта группа напрямую связана с нашим институтом), о том, что происходит с бухгалтерскими документами. У нас представители власти постоянно говорят, что борются за простоту и удобство для бизнеса, а представители бизнеса утверждают, что проще и удобнее не становится.
Вы много лет работаете главным бухгалтером, что по-вашему происходит?
- Однозначно проще и удобнее стало то, что всю отчётность (и, вообще, что угодно) можно сдавать через интернет.
Раньше мы часами стояли в очереди в налоговую инспекцию, в Пенсионный фонд, в другие места. Может быть, об этом уже забыли? Хотя, конечно, в этих очередях стояли не директора компаний, а другие сотрудники. Но это было ужасно.
Сейчас всё сдаётся в электронном виде, даже все ответы при камеральных проверках отправляются через интернет. Это, разумеется, удобнее.
Но есть вещи и ставшие хуже: постоянно меняется законодательство, постоянно меняются какие-то формы отчётности. А постоянные изменения создают неудобства: надо всё время за этим следить. Если не уследил, оказывается, что ты чего-то не сдал, где-то не успел, что-то просмотрел. Создаётся даже впечатление, будто чиновники специально изобретают: что бы ещё изменить, что бы ещё поправить – находят себе занятие. А в принципе работа по изменению законодательства должна быть гораздо более консервативна.
- Аккуратна и осторожна.
- Да. Во всяком случае не та, что есть: давайте, мы вот так поменяем, а потом – вот так; здесь что-то увеличим, там что-то изменим…
А мы должны постоянно следить за всеми изменениями, подписываться на Гарант или Консультант, чтобы они присылали все изменения. Самостоятельно за ними уследить невозможно. Мы занимаемся услугами, а если организация занимается производством, то им ещё сложнее со всем этим разбираться.
- Знаете, Любовь Максовна, когда-то в группу компаний «Тезаурус» входила маленькая компания «Тезаурус-право». Она никакой деятельности не вела, и я был её директором. И вот каждый квартал я приходил в бухгалтерию, и Светлана Степановна Двуреченская клала передо мной, уж не помню, две или три кипы бумаги – на подпись. В этих отчётах стояли сплошные прочерки: никакой деятельности компания не вела, никаких денег ни от кого не получала, никому ничего не платила. Но пухлые отчёты составлялись регулярно, я всё это подписывал, и курьер увозил просто сумками эти отчёты в налоговую. Потом компанию закрыли, и по этому поводу мы со Светланой Степановной часа три просидели в офисе какой-то конторы, где нам в итоге выдали соответствующий документ, что фирма «Тезаурус0-право» прекратила своё существование.
Неужели и сегодня такие компании, не ведущие никакие дела (существующие «про запас»), тоже сдают множество отчётов с прочерками во всех (или почти во всех) графах?
- Да, надо сдавать. Можно посылать отчёты по почте, но сдавать надо. Правда, сейчас баланс раз в год сдаётся, а отчётность, например, в соцстрах отправляется по почте каждый квартал. Так что отчётность есть. Может быть, она не такая громоздкая, но она есть. И её надо предоставлять ежеквартально, а в Пенсионный фонд – ежемесячно.
Но, если у вас фирма нулевая, то на неё нет смысла заводить сдачу отчётности через интернет: это – оплачиваемая услуга. Так что бумаги надо отправлять по почте, ежемесячно, ежеквартально. В ПФР идёт небольшой отчёт, но ежемесячно. Это, если у вас ООО. Если это ИП без сотрудников, то тут легче: отчётность сдаётся раз в год.
- То есть отчётность – это, по-прежнему, «наше всё»?
- Да. Хотя у налоговиков сейчас есть доступ ко всем данным, и она всё может увидеть, все движения по счетам. Это вам не так, как раньше.
- Несколько лет назад я беседовал в Вильнюсе с одним малым предпринимателем, который сказал: я вообще ничего в налоговую не пишу, когда мне на счёт приходят деньги, они сами автоматически забирают положенную сумму налогов, о чём я получаю уведомление по интернету. Я для них полностью открыт, и никаких отчётов им не надо.
- Вообще-то, у нас тоже такое есть: такие услуги предоставляют банки. Если речь идёт о маленькой организации, ИП или упрощёнке, они сами считают налог и сами его уплачивают. Но это, всё равно, банк, не налоговая. И Промсвязьбанк, с которым мы работаем, тоже предлагает бухгалтерские услуги. Но это касается только малого бизнеса, это не только не для больших компаний, но даже не для таких организаций, как наш НИСИПП. Это для совсем маленьких фирмочек и для ИП. В обычных организациях, всё равно, большие отчёты и считать надо самим.
- То есть вся бюрократическая процедура осталась, немного облегчившись за счёт связи по интернету.
- Да. И очень много приходит требований из налоговой, и всё это надо выполнять.
Беседовал Владимир Володин.