Мы продолжаем беседу с Еленой Гнётовой.
- Елена Георгиевна, Что новое появилось в Вашей деятельности, напрямую связанное с нынешним кризисом?
- Я уже говорила, что пришлось перестраивать форматы работы, применять кризис-менеджмент, больше времени и внимания уделять экспресс-консультациям. Но сейчас возвращаюсь к прежним стандартам и форматам работы. Подводя итоги 2020 года анализирую проблематику обращений бизнеса, на основе которого предлагается корректировка в нормативные акты, которые, на мой взгляд, содержат административные барьеры или неясные формулировки, трактуемые не в пользу бизнеса.
В частности, анализ обращений бизнеса с жалобами на требования возврата кредитных средств под 2% позволил сформировать предложения по корректировке Постановления Правительства РФ N 696. Дело в том, что условием невозвратности кредита, выданного на заработную плату работников, является сохранение количества сотрудников не менее 80%. Недопонимание возникло по дате, от которой ведётся учёт количества работников для заемщиков, обратившихся за кредитом до 25 июня 2020 года. Банк учитывал количество работников заемщиков по фактическому состоянию на 1 мая, т.е, за апрель месяц, хотя выдача кредита на восстановление деятельности осуществлялась в июне. В то же время бизнес считал датой отсчета учётного количества сотрудников - 1 июня 2020 года. Разная трактовка даты, от которой принимается решение: сохранил предприниматель коллектив, или нет, ведёт к негативным последствиям для многих заемщиков - возврату кредита и выплате 15% годовых. Корректировка нормативного акта в части учётной даты численности сотрудников позволит многим предпринимателям сохранить поддержку. Анализ коллективного обращения стоматологических организаций выявил избыточные требования приказов Минздрава России в части обязательного оснащения стоматологических кабинетов и клиник дорогостоящим рентгенологическим оборудованием. Было направлено письмо в адрес федерального Уполномоченного Бориса Титова с просьбой обратиться в Минздрав России и исключить из Приказа № 560 обязательное требование по наличию в каждом стоматологическом учреждении ортопантомографа; обязательное требование по наличию в штате каждой стоматологической организации врача - рентгенолога. Минздрав России оперативно откликнулся и сообщил, что требования будут изменены, врачам-стоматологам позволят самостоятельно описывать рентгенологические снимки. Это позволит частным клиникам работать дальше, так как неисполнение вышеуказанных требований вело к нарушению лицензий и административному приостановлению деятельности или закрытию предприятий. Также это решение органа власти поможет развитию телемедицины, так как услуги по описанию снимков можно будет получать посредством новых технологий. Это только некоторые из административных барьеров, список которых был составлен на основании анализа проблематики жалоб к Уполномоченному. Жалобы и обращения поступают ежедневно. Часть проблем удаётся решить с помощью медитативных процедур в досудебном порядке. Пожалуй, путь мирного разрешения вопросов - один из самых эффективных, так как не требует длительных судебных споров. Разрешение конфликтов в досудебном порядке, считаю, должно стать одним из основных методов работы бизнес-омбудсменов.
- Так называемый коронакризис прошёл у нас несколько стадий. Отличалась ли резко ситуация, сложившаяся в карельском бизнесе в период первой волны эпидемии, от нынешней, приходящейся на вторую волну?
- Конечно, ситуации первой и второй волны эпидемии были, разными с точки зрения влияния на субъекты предпринимательства. С апреля и по июль прошлого года бизнес был практически выключен из деятельности. Многие столкнулись с ситуацией, когда нужно оплачивать арендные платежи, налоги, заработную плату сотрудникам, обслуживать кредиты, а поступлений нет. Предпринимателям не были ясны сроки вынужденного простоя и дальнейшие перспективы. Надо признать, что федеральное и региональное правительство в очень сложных условиях действовало достаточно быстро. Отсрочка и рассрочка уплаты налогов, освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года для пострадавших отраслей, продление сроков сдачи отчетности, приостановление мер взыскания, мораторий на банкротство, прямые финансовые выплаты, выдача безвозвратных кредитов на зарплату - все это вместе позволило субъектам предпринимательства смягчить последствия сложного периода. Сейчас бизнес постепенно выходит из кризисного периода., ограничения снимаются и предприятия работают. Конечно, потери очевидны, а время для бизнеса очень трудное.
- Федеральное правительство во многом переложило заботу по преодолению коронакризиса на власти регионов. Что делает руководство Карелии для поддержки местных предпринимателей? Как оно совмещает меры по борьбе с эпидемией с мерами по защите бизнеса?
- Поддержка предпринимателей была и остаётся в приоритете Правительства Карелии. Это - развитие региона, налоги, занятость населения. Если предприниматели не смогут вести деятельность, тысячи человек останутся безработными и власть вынуждена будет взять на себя финансовую заботу о гражданах. Это очень хорошо осознают в республике, у нас разработаны и широко применяются разнообразные меры поддержки бизнеса: налоговое стимулирование, субсидирование различных видов затрат сфер бизнеса: производственного, социального, ремесленного, торгового, сельскохозяйственного, гостиничного бизнеса. Господдержка туризма в Карелии стимулирует открытие кемпингов, гостевых домов, хаусботов (домов на воде), создание экологического туризма, покупку техники для активного отдыха. Всего более 40 разнообразных мер поддержки. Корпорацией развития Республики Карелия применяется механизм кластерной поддержки: консультируют и помогают организовывать и развивать своё дело в разных направлениях. Северные территории республики вошли в Арктическую зону. Для резидентов разработаны разные пакеты мер поддержки.
В Карелии создан уникальный технопарк в сфере камнеобработки площадью свыше 14 тысяч кв. м. Технопарк имеет готовую инфраструктуру и оборудование полного цикла для коллективного пользования субъектами малого и среднего бизнеса, которые хотят заниматься обработкой камня. Для субъектов МСП в рамках муниципальных программ введены меры поддержки по возмещению затрат, связанных с приобретением горюче-смазочных материалов для доставки товаров первой необходимости в отдаленные населенные пункты, субсидирование затрат на приобретение автолавок. Предприниматели получат компенсации расходов на приобретение оборудования и программного обеспечения для маркировки товаров и вывода из оборота маркированных товаров. И многие другие меры, перечисление которых займёт не одну страницу.
В то же время, наличие широких мер поддержки не снимает остроту необходимости защиты бизнеса. На местном уровне, к сожалению, у чиновников сохраняются принципы: «не пущать», «не давать», «не согласовывать», и масса разных «не». Чиновничий аппарат ловко научился прикрываться постановлениями, распоряжениями, нормами, СанПинами, реестрами, циркулярами. Мораторий на плановые проверки дал зелёный свет чиновникам на проверки внеплановые. Нестационарный бизнес так и не вздохнул свободно, по-прежнему вопросы нестационарной торговли остаются проблемой N 1.
На повестке дня - плата за превышение нормативов состава сточных вод без доказательства со стороны Водоканала наличия такого превышения. Некая «презумпция негативного воздействия на систему водоснабжения» всех без исключения предпринимателей.
Маркировка - это ещё одна насущная проблема бизнеса. Обязанность подключения к системе маркировки оптовых, розничных продавцов, производителей практически всех товаров (обувь, легкая промышленность, шины, лекарственные препараты, молочная промышленность, упакованная вода и так далее) также не придаёт оптимизма предпринимателям.
Эти и многие другие проблемы в объективе деятельности бизнес-омбудсменов, которые в рамках своих полномочий пытаются сделать всё возможное для облегчения и так очень нелегкой деятельности бизнеса. –
- Каковы могут быть итоги кризиса для карельских предпринимателей? Велики ли окажутся потери? Что, по-Вашему, нужно делать, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями?
-Цыплят,- как говорят,- по осени считают. В конце 2021 года, наверное, можно будет дать какую-либо оценку итогов кризиса. Если, конечно, пандемия сойдёт на спад, и бизнес сможет работать и наверстать прежние объёмы.
«Что нужно делать для выхода из кризиса?», - вопрос очень сложный и ответ на него не может быть однозначным. В то же время, позволю себе дать некоторые «рецепты». На местном уровне - снятие ограничительных мер для бизнеса, отказ от неоправданных барьеров и вмешательства в работу бизнеса. Необходимо дать спокойно работать бизнесу. В том числе, торговому. Не нужно вводить различные требования по «дизайн коду», внешнему виду, ограничивать торговлю алкоголем, вводить новые придумки для малых форм торговли. Поменьше бюрократии и различных «нельзя». На федеральном уровне - признать пострадавшим бизнес, прибыль которого упала на 50 и более процентов и включить этот бизнес в Перечень пострадавших, чтобы они также могли пользоваться предусмотренными мерами поддержки. Ввести налоговые каникулы на год для субъектов бизнеса пострадавших отраслей. Перенести обязательства по присоединению к системе маркировки до тех времён, пока бизнес не оправится от кризиса. Маркировка в малых городах и сельских населённых пунктах может убить торговый бизнес. Власть сегодня должна придерживаться врачебного постулата по отношению к бизнесу: не навреди – дать время поправиться и окрепнуть.
Беседовал Владимир Володин