«Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать».
А.С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»
Об издательской деятельности как об одном из видов бизнеса мы писали не раз. Сегодня наша беседа посвящена писательству, точнее коммерческой литературе.
Наша собеседница – Дин Лейпек. Это – псевдоним молодой, но уже достаточно известной писательницы, работающей в разных современных жанрах. Своё имя она старается не афишировать, поэтому мы так и будем называть её псевдонимом.
С первым же романом «Это все придумали люди» Дин Лейпек в 2017 году стала победителем литературного конкурса «Фантастический прорыв». Затем последовал роман «Дракон должен умереть» в жанре классического фэнтезии повесть «Вероника Стейнбридж покидает зону безопасности».
Автор живет в Москве и работает по своей основной профессии архитектором.
- Ты, можно сказать, писательница, которую в советское время точно уже приняли бы в Союз писателей: два романа (один из них в трёх книгах), большая повесть, победа в литературном конкурсе, пусть он был в интернете.
- Скажем так: в бумажном виде у меня вышла одна книга, плюс издательством 1С озвучен полностью мой большой роман, ещё два готовятся к выходу в озвучке.
- Но мы ведь живём в мире электронных книг. Сколько у тебя книг лежит на интернет-площадках, где продаются такие книги? Причём опубликованные не тобой лично.
- Электронных издано два, ещё на два подписан договор.
- Подожди. Роман «Это всё придумали люди» опубликован?
- Да, этот роман есть и в электронном виде, и в бумажном.
- Три книги романа «Дракон должен умереть»?
- Они вышли в электронном и аудио изданиях.
На самом деле, есть ещё один роман, который я написала под другим псевдонимом, поставив перед собой задачу написать развлекательный роман за месяц. Он тоже должен выйти в электронном и в аудио виде, договор уже подписан. И есть моя повесть «Вероника Стейнбридж покидает зону безопасности».
Её я даже подала на премию «Лицей» (не знаю, что из этого выйдет). Она должна выйти на бумаге в течение этого года.
- А на бумаге вышел ещё и первый роман.
- Да, на бумаге вышел роман «Это всё придумали люди», и это был самый неудачный опыт публикации.
- Почему?
- Потому что во всех остальных случаях мой договор с 1С подразумевает, что у меня остаются все права на произведение, и я могу делать с ним всё, что угодно: я могу заключать другие договоры, могу его где угодно публиковать, могу участвовать в жизни произведения. Тут у меня на пять лет нет никаких прав. Так 1С хотело озвучить роман, но им не удалось договориться с издательством – владельцем прав. У меня мог быть ещё один озвученный роман, но его нет.
- А что это было за издательство?
- «Флюид ФриФлай», оно же «Городец».
- По каким причинам они не договорились?
- Если по-крупному, то издательству неохота было всем этим заниматься. Бумажные продажи у них довольно низкие, каковы электронные продажи, я даже не знаю: мне не предоставляется никаких отчётов. Я просто не знаю, что происходит с книжкой: она ушла от меня на пять лет, и пять лет я её не увижу.
- Но тебе за неё заплатили?
- Заплатили мне двадцатью авторскими экземплярами, и на этом как бы всё закончилось. Но это – частая история с начинающими авторами, поскольку в принципе то, что тебя издали, нынче очень редкая история.
Последняя любимая моя история о том, как начинающий автор может быть изданным в бумажном виде и вообще как он может податься в издательство, такова. «Эксмо» год или два назад запустило проект: мы хотим сотрудничать с новыми авторами, присылайте к нам рукописи. И издательство, действительно, их очень быстро рассматривает. Пара месяцев, и тебе приходит ответ в личный кабинет на сайте «Эксмо». Всё удобно, современно.
И предлагается тебе такая вещь, как «Eksmo Digital». Но, во-первых, «Eksmo Digital» - это не «Эксмо», если вы на Литресе зайдёте в «Эксмо», то книг «Eksmo Digital» там нет. Это как бы один аспект.
Во-вторых, издательство «Eksmo Digital» издаёт книги в таком формате: одноцветный или с какой-нибудь текстуркой фон самым запростецким шрифтом имя автора, название – и всё. Это – ваша обложка. Текст не редактируется, не корректируется, а, по сути, просто выкладывается, как есть.
С тем же успехом автор может вывесить свою книгу на Литресе в Самиздате и получить точно тот же эффект.
- А в чём смысл отдавать книгу в такое издательство?
- «Эксмо» объясняет, что если с этой первой книгой всё будет хорошо, то издательство рассмотрит вопрос о дальнейшем сотрудничестве с автором. Правда, можно спросить: если у автора всё хорошо, зачем ему издательство «Эксмо»? При том, что по договору с ним он получает с продаж 10%, а по договору с тем же Литресом – 25%. А есть площадки, по договору с которыми автор получает 70% с продаж.
- Тогда возникает вопрос: зачем сотрудничать с издательством? Если автор молод и не испорчен советскими правилами, когда без издательства ты ничего не имел права издать, а самиздат преследовался, то такой вопрос он просто должен себе задать.
- Фактически издательства сейчас работают с теми, кто начал издаваться в 90-е – начале 2000-х, - это уже прикормленные авторы. Плюс – минус берут в какие-то серии (какое-нибудь романтическое фэнтези или фантастический боевик).
- Какое-нибудь ЛитРПГ (жанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр).
- ЛитРПГ, между прочим, в бумажном формате идёт плохо. Те, кто в сети на электронных версиях зарабатывает миллионы, в бумаге почти не покупается: это совершенно не пересекающиеся аудитории.
Издаются прикормленные Эксмовские серии, которые покупают постоянные покупатели, причём и в бумаге, и на Литресе в электронке. Эти люди знают, что они получат в этой конкретной серии.
Издаются старые авторы. И берётся «на авось» какое-то количество новых авторов, но очень небольшое и большей частью – в готовые серии. Этих авторов практически не рекламируют, они просто «высыпаются на прилавок» - что полетело, то полетело.
Чуть более перспективное направление – подростковая литература. Там идёт какое-то движение. Очень перспективна детская литература, но детская литература с хорошими иллюстрациями всегда была золотым дном. И, соответственно, то, что у нас называется мейнстримом, большой литературой. Если ты пробился на уровень «Большой книги», то в бумаге ты живёшь.
- Скажу честно: мне кажется, что бумага потихоньку помирает.
- На мой взгляд, если ориентироваться не на наш рынок, который убит и перекопан, а, например, на американский, то это не совсем так. Есть аудитория, которая любит и читает бумажные книги, поэтому такие книги печатаются.
Бумажную книгу можно подарить, её приятно поставить на полку.
У меня есть знакомая, работающая в электронном издательстве, где существует такая схема: ты публикуешься в электронном виде у них на сайте, проходя некоторую премодерацию текста.
- Раньше это называлось редактированием.
- Да. А дальше, если твой электронный текст вызывает интерес, тебе предлагают бумажную публикацию.
При этом не все электронные книги, имеющие успех, есть смысл издавать в бумаге, но какие-то они публикуют. На мой взгляд, это – идеальный вариант для современного книжного рынка: выкладывать электронные версии и смотреть, какие книги есть смысл издавать в бумажном варианте.
- Безусловно. В бумажной книге цена только одной бумаги составляет больше половины её стоимости.
- При этом текст электронный и текст бумажный воспринимаются по-разному. Думаю, даже строить его нужно по-разному. Поняла я это, когда дала знакомому, с которым мы работаем над вёрсткой будущей книжки, отрывок текста, где был эпиграф. Его этот эпиграф по личным соображениям задел. Но, когда ты открываешь бумажную книжку, то такие вещи, как эпиграф, предисловие, ты зачастую пролистываешь, не обращая внимания, а в электронной книжке это сделать не так легко: ты цепляешься за текст с первых строчек. Бумажная книга работает целиком: ты можешь открыть её с конца, а электронную книгу ты воспринимаешь по порядку.
- Ну, если это формат PDF, то какая разница.
- Я имею в виду, что, когда ты выкладываешь книгу электронно, то очень большая ставка делается на начало, буквально на первое предложение. То, чего раньше не было. И в области беллетристики это очень влияет.
- Ну, в «Чуме» Альбера Камю был персонаж, годами оттачивавший первую фразу своего романа, чтоб читатели сразу же восхитились ею и сказали: «Шапки долой!».
- Вот сейчас это стало актуально, как никогда. Если тогда это была ирония, то теперь – вопрос выживания для авторов, которые этим живут.
- Вот мы и подошли вплотную к самому серьёзному вопросу. В советские времена далеко не все писатели могли прожить за счёт своих литературных заработков. И даже достаточно популярные писатели вынуждены были где-то работать. А сейчас?
- Я бы сказала, что так всё и осталось. В каком-то смысле стало лучше, в каком-то – печальнее.
Есть несколько жанров, которые супервостребованы. Причём за пределами сети люди зачастую не знают о существовании ЛитРПГ, Бояръ-аниме, ЖЮФ.
- С ЛитРПГ я сталкивался, а двух других направлений не знаю.
- ЖЮФ – женская юмористическая фантастика, Бояръ-аниме – то, что выросло из различных восточных мультфильмов, из этого пласта культуры.
Есть определённый набор жанров, причём они есть условно мужские и условно женские. Есть боевая фантастика, боевое фэнтези, любовная фантастика и любовное фэнтези.
- И всем этим заполнен наш интернет.
- Да. И если ты умеешь хорошо складывать слова в предложения, предложения в абзацы, а абзацы в главы (причём главы очень определённого формата, очень определённого размера, построенные по определённой структуре), а натаскаться на это не так сложно, то вполне реально этим зарабатывать. Главное, чтобы у тебя была живая фантазия.
У меня есть знакомый коммерческий автор, считающий себя не очень успешным коммерчески (он не супер трудоспособен), но он зарабатывает в хорошие месяцы 40 – 50 тысяч. И это отнимает у него несколько часов в день.
Если писать с более высокой скоростью, найдя при этом некий крючок, который серьёзно зацепит аудиторию, то счёт идёт на сотни тысяч рублей. Есть авторы, которые, начиная с первого романа, зарабатывают миллион, а то и несколько миллионов. Это – реальные истории.
- Неужели столько людей покупает электронные книги?
- Покупает. Более того, сейчас самое прибыльное – то, что называется выкладкой по подписке. Роман выкладывается в процессе написания, и читатели читают готовые главы. Полный роман уже продан. При этом первый роман автора выкладывается бесплатно, второй роман серии – уже с подпиской: читатель платит деньги, чтобы иметь доступ к следующим главам. А дальше – насколько твоя серия оказалась успешной, насколько ты смог её растянуть.
Беседовал Владимир Володин.