Чем руководствуются коммерческие банки при принятии решений о блокировке онлайн-банка, отказе в проведении операций или о расторжении договора с клиентом.
Текста много, но это не моя вина.
Это ЦБ у нас плодовитый на основные материалы, на основании которых банки блокируют нам счета.
Мы, предприниматели, не перестаем возмущаться тем обстоятельством, что банкам дали полномочий больше, чем они могут переварить и больше, чем им по своему главному предназначению положено.
Да и вряд ли они сами рады такому бонусу как обеспечение мероприятий по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), ведь эти функции банки выполняют за свой счет.
Им государство как инициатор этих мер не платит, расходы не возмещает. Поэтому расходы по созданию рабочих мест для комплаенс-службы, автоматизации аналитических процессов несут сами банки.
Понятное дело, что вряд ли банк из ТОП-12 обеднеет от того, что ему вменили такие функции. А остальные? Хотя кого интересуют проблемы малышни...
Давайте изучим матчасть этого вопроса: на основании каких нормативных документов банки от нас требуют документов ничуть не меньше чем фискальные органы, отказывают в проведении платежей, предлагают закрыть счет и при этом взыскивают немалую комиссию.
В своих действиях по контролю за операциями клиентов коммерческие банки руководствуются методическими рекомендациями ЦБ.
На то они и рекомендации, чтобы их соблюдать в одних случаях и отказаться от соблюдения в других.
Однако никому не хочется лишаться лицензии по причине несоблюдения ПОД/ФТ, тем более что сам 115-ФЗ размыт в формулировках.
Конечно, никого из ТОП-12 не лишат лицензии за то, что ваша компания обналичила миллион или два, но и рейтинг организации упадет в глазах ЦБ, и заключение о проверке будет некрасивым, да и кто осмелится из той дюжины перечить мегарегулятору?
В общем, есть рекомендации ЦБ за № 4-МР от 2 февраля 2017. Для нас интерес представляют операции, к осуществлению которых предлагается обратить повышенное внимание. По сути это означает, что если клиент такие операции проводит, то ему надо указать на дверь, а дальше уже дело банка – снять комиссию за выход клиента, стрясти с него сначала документы, потом помурыжить неделю-другую, потом попросить еще и в результате все равно попросить на выход с вещами.
В этом документе банкам предлагается обратить внимание на договор, по которому при неисполнении обязательств сторона обращается в суд, после чего деньги переводятся на счет взыскателя, указанный в его заявлении, а затем деньги обналичиваются или уводятся за рубеж. При этом операции по счетам взыскателей осуществляются нерегулярно либо вообще отсутствуют, он не платит налоги или сумма их не превышает 0.5% дебетового оборота.
Есть еще методические рекомендации за № 35-МР от 04.12.2015 г.
Здесь мегарегулятор рассуждает о том, какие недобросовестные субъекты используют альтернативные схемы по обналичке. Это, по его мнению, компании, осуществляющие розничную торговлю товарами (в частности, продовольственными товарами, строительными материалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами) за наличный расчет, в том числе через торговую сеть .
Полученная наличка, по мнению экспертов главного банка страны, передается третьим лицам , которые в свою очередь за этот сервис "оплачивают" полученные в наличной форме денежные средства, перечисляя денежные средства в безналичной форме на расчетный счет организации розничной торговли, в том числе транзитом (купил подгузники, продал строительные материалы).
Поэтому ЦБ предлагает банкам обеспечивать повышенное внимание всем операциям организации розничной торговли, запрашивать у таких субъектов документы о сумме полученной наличной выручки, соотносить эти данные с теми, что получены при идентификации клиента.
Методические рекомендации от 21 июля 2017 г. № 19-МР призывают банки повысить внимание к обналичке.
Этот документ описывает признаки клиентов банков, на основании которых можно сделать вывод о том, что идет полным ходом обналичка (два и более признака свидетельствуют об этом):
1. За неделю объем снятия наличных составляет 30% и более от оборота по счету.
2. С даты создания юрлица прошло меньше 2 лет.
3. Налоги не платятся либо их сумма минимальна.
4. Деньги на счет клиента поступают от партнеров, по счетам которых проводятся транзитные операции.
5. Деньги от контрагента поступают на счет клиента одновременно с поступлением средств от того же контрагента на счета других клиентов.
6. Деньги на счет клиента поступают суммами, не превышающими 600 тыс. руб.
7. Снятие со счета происходит регулярно, в течение 3-5 дней со дня их поступления.
8. Снятие происходит в пределах 600 тыс.руб., либо в сумме, равной или чуть меньшей размера максимального снятия в день.
9. У клиента несколько корпоративных карт и преимущественно по ним осуществляется снятие денег.
Методические рекомендации от 16 февраля 2018 г. за №5-МР рассказывают банкам о подходах к оценке деятельности клиентов с использованием критерия признака уплаты налогов, в частности НДС.
Ключевым здесь фактором является то, что клиент преобладающую часть денег перечисляет своим поставщикам, которые не являются плательщиками НДС.
Предлагается обращать внимание на тех клиентов, у которых:
1. Доля НДС, подлежащая уплате в бюджет составляет 10% дебетового оборота в объеме приобретения продукции.
2. Доля входящих платежей без НДС больше 70%, а доля исходящих платежей без НДС – более 30%.
3. Среди прочего у клиента есть переводы на счета:
- филиалов ФГУП «Почта России»,
- платежных агентов,
- физлиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт,
- лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий.
4. Исключение НДС в платежах поставщикам или уплата НДС ниже пороговых значений может указывать на уклонение от уплаты налогов в следующих отраслях экономики:
- сельское хозяйство,
- торговля лесоматериалами, строительными материалами,
- экспорт зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку,
- грузовые перевозки,
- строительство,
- оптовая торговля металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;
- предоставление персонала;
- торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.
При выявлении таких операций предлагается запрашивать у клиентов документы, подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждение оснований для неуплаты.
Если возникают сомнения в достоверности представленных документов или клиент их не представил вовсе, предлагается отказывать в приеме распоряжений на проведение операций.
Методичка за № 18-МР от 21 июля 2017 года рассказывает нам о том, как надо бороться в выводом денег за рубеж.
1. Клиент искусственно завышает размер налогов с 0.5% от дебетового оборота до 0.9%, либо до значений, незначительно его превышающих.
2. Со счета не платится зарплата, не перечисляется НДФЛ и страховые взносы, либо перечисления не соответствуют ССЧ.
3. ФОТ ниже прожиточного минимума.
4. НДФЛ платится, а страховые – нет.
5. Остатки по счетам незначительны либо отсутствуют вовсе.
6. Основания платежей не имеют отношения к затратам, присущим осуществляемому виду деятельности.
7. Нет связи между зачислением денег и списанием.
8. Оборот по счету клиента выше, чем заявленный при открытии счета.
9. Нет арендных платежей, за канцтовары, коммунальных платежей.
10. Входят деньги с НДС, а выходят без него.
Банк обязан располагать идентификационной информацией об устройстве, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств.
Если банк найдет что-то из выше перечисленного у клиента, то он обязан стучать куда следует, запросить документы, прекратить обслуживание по ДБО, отказать в осуществлении операции, предложить закрыть счет и т.д.
Ну и методичка за № 12-МР от 27.06.2017, которая рассказывает нам о мерах по идентификации бенефициарных владельцев клиентов – юрлиц.
Мегарегулятор считает ,что признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у банка документов и (или) информации о клиенте и о таком физлице.
В общем, банкам рекомендуется для выяснения кто истинный владелец компании обращаться к доступным им на законных основаниях источникам информации, а если клиент сам не представил сведения, то считать его единоличного исполнительного органа в “автоматическом” порядке бенефициаром и формировать досье на клиента.
Еще больше интересного про меры по борьбе с обналом и терроризмом можно найти на официальной странице главного банка: http://old.cbr.ru/today/anti_legalisation/acts_resist/