Сейчас, когда на Россию обрушилась новая волна пандемии, и явление, названное коронакризисом, вновь становится нашей реальностью, очень хочется получить ответ компетентного и беспристрастного эксперта на классический российский вопрос: «Что делать?».
За комментариями мы обратились к доктору экономических наук Александру Юльевичу Чепуренко.
- Александр Юльевич! У нас опять проблемы с коронавирусом, а, соответственно, начнутся и проблемы с предпринимательством. Это - не российский феномен: везде в мире, где приходится вводить ограничения из-за пандемии, бизнес начинает нести убытки.
Но сейчас похоже на то, что российские власти просто не знают, что им делать: весной они приняли, пусть и не везде, достаточно жёсткие меры против эпидемии и получили кризис в целом ряде сфер экономики. Сейчас страну накрывает вторая волна пандемии, но уже ясно, что надо как-то защищать и экономику, особенно малый и средний бизнес, тоже.
Я, например, разговаривал с людьми, занимающимися сдачей в аренду торговых помещений, они говорят, что их положение просто ужасно. Часть арендаторов закрылась и съехала, часть, включая магазины крупных сетей, говорит о серьёзном падении выручки и требует уменьшения арендной ставки, а все налоги надо платить полностью.
Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в бизнесе? Какого её развития можно ждать в самом ближайшем будущем?
- Моя оценка сегодняшней ситуации: наш бизнес похож на человека, сидящего на верблюде между двумя горбами – с одного кое-как съехал, на второй ещё не забрался.
Судя по тому, что происходит во всём мире, особенно в близких нам странах, вторая волна очень скоро к нам постучится, и первые признаки этого мы уже видим.
Как будет реагировать на это правительство? Сейчас по ряду причин оно находится в ещё худшей ситуации, чем весной. Во-первых, весной, в первый период пандемии, в отличие от правительств многих других стран, оно не давало «вертолётных» денег, расходуя средства максимально экономно. Тем не менее, благодаря изящному политическому манёвру на рынке нефти и газа, мы уже остались без штанов. Как я понимаю про наше «национальное достояние» уже можно забыть. Поэтому предложить какие-то дополнительные вливания в экономику, скорее всего, наши власти не смогут.
Второе, почему ситуация хуже – это сразу целый ряд причин. Начнём с последней. Отравление Навального – это испорченные отношения с нашими западными «партнёрами», которые сейчас находятся в самой низшей точке с 2014-го года. И надеяться на какие-то совместные акции с другими государствами, которые могли бы запустить какие-то новые цепочки в международной торговле, экспорте и так далее, сегодня невозможно.
В результате наше правительство не может дать новую жизнь экономике. Оно может попытаться не дать ей умереть совсем. Так что, я думаю, власти придётся балансировать между призывами к самоизоляции и какими-то более осторожными попытками купировать ситуацию с пандемией, потому что в таких условиях бизнес, в первую очередь малый, не выдержит.
В итоге нам будут говорить: да, конечно, надо бы закрыть, но мы вот уже вакцину сейчас проверяем, так что надо вакцинировать, а не закрывать.
- Всех вакцинировать – задача не из лёгких.
- Ну, госслужащих – принудительно, остальных – добровольно.
Но это всё, если ситуация не станет запредельной.
Теперь, что касается экономической политики. В июне появились некоторые признаки, что власти попробуют как-то изменить свою политику в отношении малого и среднего предпринимательства.
- В чём это может выразиться?
- Во-первых, как я понимаю, похоронены все эти стратегии, программы и так далее, обещавшие нам в обозримом будущем построение коммунизма. Но это – бог с ним. Главное, как мне представляется по моей информации, в некоторых «около штабных» кругах начались какие-то проработки тех мер, которые способны расшивать проблемы в больших технологических цепочках.
Вы упомянули проблемы у тех, кто сдаёт недвижимость. Что государство сделало на первом этапе? Оно предложило отсрочку по уплате арендных платежей. Но, во-первых, это предложено тем, кто арендует площади у государства в качестве арендодателя, а таких арендаторов сейчас не так много. Во-вторых, это – отсрочка. А если у тебя бизнес не работает? Вот прошли три месяца, или полгода, и тебе надо заплатить. А из чего?
Более разумной представлялась бы такая мера: освобождение от налогов или перенос их выплаты для компаний-операторов, которые содержат эти торговые или офисные центры. И тогда бизнес выцарапает из них отсрочки для себя. Сейчас позиция проста: я тебя понимаю, но мне самому что делать? Меня от налогов никто не освобождает, а, кроме них, я должен платить за отопление, за охрану, за то, за сё. Поэтому будь любезен, но как-то мне плати.
Второй по-прежнему очень важной мерой, также расшивающей многие проблемы, я считаю пресловутый льготный кредит на выплату заработных плат при условии сохранения определённой доли работников. Конечно, суммы должны быть не на уровне МРОТ: такие заработные платы, возможно, и есть в малых городах России у людей занятых в малом бизнесе, но в крупных городах, если ты получишь по 12 тысяч рублей на человека – это, в лучшем случае, половина того, что ты должен заплатить своим работникам. А из чего выплачивать остальное, когда нет поступлений?
Третье, что, я думаю, было бы полезно – это запустить какую-то программу общественных работ. Как известно, в России две беды. Да?
- Дураки и дороги. Но первые точно не помогут и ни на какие общественные работы не пойдут: не в Америке живём и не в Германии.
- Да, с одной бедой мы ничего не сделаем, но вот другую можем несколько поправить. Можно через те или иные государственные институты развития направить по заявкам регионов и крупных городских поселений средства на развитие и приведение в порядок дорожной сети.
Региональные и местные власти представили бы бизнес-планы, и в эту работу могли бы включиться строительные и ремонтные компании, представляющие малый и средний бизнес. Появится потребность в рабочей силе, потребность в какой-то технике, материалах и так далее. Короче, как Америка выживала в годы Великой депрессии, так и мы сможем выжить. Между прочим, американцы и сейчас живут с той дорожной сетью, которую они построили кирками и лопатами в первой половине 30-х годов.
И, наверное, надо обратить внимание на всё, что связано с выпуском разнообразного околомедицинского ширпотреба: халаты, маски, перчатки, шлемы защитные, бахилы. Этим всем ведь тоже могут заниматься малые предприятия, в том числе швейные, текстильные, которые сейчас остались практически без заказов.
Таким образом, можно было бы как-то купировать воздействие кризиса на некоторые сегменты бизнеса. И повторюсь: как мне кажется, какие-то в этом направлении проработки идут в некоторых штабах, но пока результатов в виде каких-то документов, каких-то программ я не видел.
Беседовал Владимир Володин.