Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Дина Крылова, Заведующая Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики и Главный эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ "Высшая школа экономики". Коррупция древнее проституции и журналистики. Часть третья.

Дина Крылова, Заведующая Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики и Главный эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ "Высшая школа экономики", общественный бизнес-омбудсмен по противодействию коррупции в правоприменении при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Коррупция древнее проституции и журналистики

Часть третья

 

Это - заключительная часть беседы с Диной Владимировной Крыловой о работе проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ и проблемах коррупции.

 

- Дина Владимировна, есть вопрос, по-моему, немаловажный, который мы ещё не обсуждали: отношение к коррупции наших граждан. Мне кажется, что очень многие граждане считают: ну, и что, что коррупция – как можно жить у реки и не напиться. Не слишком осуждают они это явление, что даёт ему определённую подпитку.

- С одной стороны, коррупция – это возможность быстро обогатиться, хотя сейчас эта возможность всё более и более сжимается, чего многие не замечают. Некоторые процессы просто игнорируются, особенно создателями соответствующих международных рейтингов. У нас очень много недостатков, но это не значит, что надо совсем игнорировать позитив.

Что касается граждан, то у большинства из них упрощенное представление о коррупции и о том, как с ней бороться. Поэтому антикоррупционное просвещение является насущной необходимостью, учитывая высокий ее уровень в нашей стране.

И потом, надо понимать: в ситуациях, когда люди порой просто задавлены необходимостью получить какое-то разрешение, уладить какие-то вопросы, они воспринимают как спасение, когда находится кто-то, кто может их проблему решить.

- За определённую плату.

- Да. Простой пример: наши студенты находятся сейчас в том возрасте, когда многие из них получают водительское удостоверение. И они уже поняли, что без участия в мелкой коррупционной сделке с теми или иными лицами это превращается в неразрешимую проблему. Рынок устроен так, что, как бы хорошо ты ни водил автомобиль, если тебя не снабдили специальными знаниями, какие ловушки ставятся при сдаче экзамена на права, ты можешь сдавать его до скончания века. Конечно, на седьмой или десятый раз люди, принимающие экзамен понимают, что с этим конкретным учеником связываться бесполезно, взятку он давать не будет, и он экзамен всё же сдаёт. Об этом свидетельствуют результаты студенческого исследовательского проекта, проведенного в прошлом учебном году среди учащихся вузов.

- У нас практически любому человеку, поступившему в автошколу, на каком-то этапе объясняют, что перед экзаменами надо будет всем сдать энную сумму на централизованную «благодарность» экзаменатора – гаишникам, чтобы всё прошло без сучка и задоринки.

- Вот в том-то и дело. Хотя я должна сказать, что получение водительских прав является коррупционной проблемой в очень многих странах с переходной экономикой. Более того, в некоторых странах проводились опросы: сколько они тратят времени на получение прав. И по сравнительным характеристикам получается, что люди, которые хорошо учились, но никому ничего не платили и пытались сдать экзамены самостоятельно, попадали в ту же ситуацию, что и люди, которые плохо учились и не получили необходимых знаний и навыков. Создавшаяся коррупционная ситуация уравнивала эти две категории людей.

И это – проблема очень многих стран с высоким уровнем коррупции, она для них очень характерна.

Понятно, что люди готовы заплатить некую сумму, но быстро решить эту проблему, связанную в противном случае с очень большими затратами времени и нервов. И, конечно, эту ситуацию необходимо исправлять.

- Да, но здесь мы столкнёмся с ещё одной проблемой антикоррупционной практики. Как люди, которые лишатся кормушки, станут дальше жить? Они ведь привыкли жить хорошо. И они будут бороться против всего, что может их благосостояние ухудшить.

- В том-то и дело. Кто у нас привык жить хорошо? У нас сотрудники дорожной инспекции, которые имели раньше возможность останавливать нарушителей за превышение скорости и получать с них отступные, лишились просто чудовищных доходов. Но ровно на эту сумму стало больше получать государство в виде штрафов, а водители стали более дисциплинированы.

Система мониторинга дорожного движения, фиксирующая скоростной режим через камеры привела к тому, что большое число людей лишилось доходов.

Правда, некоторые поступили иначе: нашли возможность устанавливать частные камеры и какую-то часть этих доходов получать в свой карман. Хотя, конечно, далеко не каждый рядовой гражданин может попасть в этот закрытый клуб владельцев частных камер.

- А как же это устроено: за нарушение скоростного режима вы платите по открытке, пришедшей из полиции. Что, потом часть денег переводят владельцам частных камер?

- Это – что-то типа концессии: люди заключают соглашение с соответствующими службами, закупают камеры, устанавливают, думаю, сами их обслуживают. А потом по этому соглашению получают часть денег со штрафов, уплаченных государству. Я просто не занималась подробно этой системой, поэтому не берусь подробно объяснять, как там всё устроено. Но, думаю, среди владельцев частных камер случайных людей нет.

- Ну, что касается случайных людей, то их, мне кажется уже можно встретить только в малом и, может быть, очень среднем бизнесе.

- И поэтому, когда мы изучаем коррупцию, мы вынуждены изучать многие вопросы которые связаны с ней по сути и которые имеют отношение к нашей жизни. Поэтому у нас не чисто теоретические исследования, а как раз по большей части прикладные.

Например, исследование относительно взяток при получении водительских прав было инициировано самими студентами. Они столкнулись с этой проблемой, они провели опрос, проанализировали полученные данные, и в результате получилось очень интересное исследование.

- А по заказам госструктур вы тоже проводите какие-то исследования?

- Для работы по заданию госструктур нужны очень квалифицированные эксперты: далеко не каждый эксперт может выполнить задание, которое даётся в таких случаях. Студенты это делать сами не могут. Когда нужно набрать какие-то количественные материалы или провести соцопросы – это да, но это максимум того, во что можно вовлекать студентов. К серьёзной ответственной экспертной работе не каждого эксперта с научными регалиями можно привлекать: это всё очень ответственные вещи. А студенты ещё не обладают теми знаниями и квалификацией, допустимыми при проведении такого рода квалифицированных исследований.

Что касается сотрудников ПУЛАП (именно так звучит сокращённо название лаборатории – В.В.), то мы участвуем в деятельности Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». Там рассматриваются обращения предпринимателей, поступающие к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам неправомерного уголовного преследования. Также мы принимаем участие в деятельности аналогичной структуры при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве.

В 2019 году ПУЛАП подготовил экспертное заключение для Генпрокуратуры России по проблемам независимой антикоррупционной экспертизы. Далее Генпрокуратура совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и НИУ ВШЭ (ПУЛАП) разработала методические рекомендации по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, которые размещены на сайте этого ведомства. Мы тесно взаимодействуем с Гентрокураторой и Минтруда России по вопросам антикоррупционного комплаенса в связи с требованиями статьи 13.3 федерального закона «О противодействии коррупции» по обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Так что мы стараемся работать и с госструктурами тоже.

- Что ж, Дина Владимировна, успехов Вас и Вашей лаборатории.

- Спасибо.

 

Беседовал Владимир Володин. 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости