- Я неоднократно беседовал с представителями малого и среднего бизнеса, и они, как правило, говорили, что хотели бы работать в полном соответствии с законом.
- Все хотели бы работать по закону, если бы это было им по средствам. Экономическая система капитализма такова, что малый бизнес по закону работать не может.
- А как же он работает по закону в других странах?
- Не знаю, я там не проверял законопослушность.
- Я беседовал с зарубежными предпринимателями: у них с законом всё в порядке.
- У меня есть друзья в Литве, они говорят, что там с этим делом очень тяжело.
- В Литве я беседовал с несколькими малыми предпринимателями. Они не понимали вопроса, сколько надо давать денег представителям контролирующих организаций или кому-то из местной администрации (за «крышу»).
- А мне жаловались.
Мои литовские друзья жаловались мне не на то, что им надо за «крышу» платить, а на то, что у них колоссальные проблемы с «легальным» законом. Чего там только они не обязаны делать... В точности не перечислю, но ноют конкретно, это точно. И нарушают, конечно же. Взятку дать - проще и много дешевле. Соблюдение всех западных норм вылетает в такую копеечку, что взятки в сравнении с этим - быстрая и дешевая ерунда. Особенно их бесит экологическое законодательство, но не только... Они ведь не бары имеют, у них другая специфика. Видимо, на этом моменте либо ты меня перебил, либо я сам сбился с мысли. Мы ведь тоже не просто за «крышу» платим, а чтобы глаза закрывали на некоторые вещи... Все остальное - правда.
Надо понять одну простую вещь: чем жестче законы, тем меньше шансов соблюсти их за разумную цену. Нельзя работать по закону, когда это тебе не по карману. Либо у тебя есть средства, и ты их реализуешь. Не в смысле – исключительно денежные средства, а в смысле – вообще средства делать какое-то дело. Есть набор средств – ты их применяешь, если же ты от каких-то средств отказываешься, у тебя их рано или поздно не остаётся.
Простой вопрос: как ты думаешь, сколько, например, баров имеет лицензию на продажу крепкого алкоголя?
- Думаю, меньше половины.
- Процентов пятнадцать. Но ты можешь провести простой эксперимент: зайти в несколько баров и заказать рюмку водки.
- Нальют везде.
- Безусловно. Потому что у водки высокая маржа, и выбора, в общем-то, нет.
- А лицензия такая дорогая?
- Там дело не в стоимости лицензии. Там столько дурацких условий к ней прилагается, невыполнимых для малого бизнеса. Там одна только аренда помещения должна быть на таких условиях, какие я не знаю, кто может выполнить. Если всё это прочитать, становится ясно, что там много чисто юридических казусов.
А непосредственно по деньгам, эта лицензия стоит не так дорого.
- Между прочим, не под диктофон ты сказал, что люди занимаются бизнесом, зарабатывая на этом в месяц 40 – 50 тысяч рублей. Но такие деньги вполне можно заработать, будучи наёмным работником. Так стоит ли заниматься бизнесом, со всеми его рисками, со стрессом и так далее? Не проще ли работать от звонка до звонка и на всё плевать? Между прочим, Алёна Владимирская, известный человек среди руководителей рекрутинговых агентств, недавно поднимала вопрос о том, что к ней обращается энное количество предпринимателей, которые хотят бросить бизнес и уйти в наём.
- Но заниматься своим делом гораздо приятнее, чем работать за зарплату «на дядю» и заниматься тем, что для тебя ни уму, ни сердцу. Примерно за те же деньги.
- То есть речь идёт о психологическом моменте.
- В этой жизни очень многое – психологические моменты.
И потом вспомним, что бизнесмен работает не только на себя: он обеспечивает работой энное количество людей. В первую очередь, тех же самых своих друзей и знакомых.
- Да. Двадцать лет назад я беседовал для журнала «Первая гильдия России», который издавал в своё время наш институт, с известным, ныне уже покойным, экономистом Николаем Петровичем Шмелёвым. И он говорил о социальной роли малого бизнеса: завод «Уралмаш» может дать работу тысячам людей, но он один. А маленькая пекарня, кафе, магазинчик, могут дать работу лишь нескольким людям, но их самих может быть бесчисленное множество.
- И это правда.
- И, как я понимаю, бороться за то, чтобы что-то улучшилось…
- Смотря, что считать улучшением.
- Например, чтобы законы стали умнее и не мешали работать.
- Чтобы стали умнее законы, должна стать умнее та часть населения, которую представляют те, кто эти законы пишет. А это – проект не на одну сотню лет.
Нужно понимать, что сейчас есть один слой населения со своими представлениями о том, как им хотелось бы жить. И этому слою вообще плевать на малый бизнес: им нужна кормушка и порядок. И их понятия о кормушке и, тем более, о порядке резко отличаются от того, что у нас пишут в интернете оппозиционно настроенные граждане.
Допустим, когда в законе пишут, что в каждом заведении общепита должна быть душевая кабина, то по этому поводу могут быть две точки зрения. Первая: это не реально в принципе, и без этого можно обойтись. Вторая точка зрения такова: есть некие недостижимые критерии чистоты и порядка, к которым надо стремиться. А если при этом какое-то количество таких заведений вынуждено будет закрыться, то это даже лучше.
Точно также в любой области малого бизнеса: малый бизнес в принципе нужен тем, кто им занимается, тем, кто пользуется его услугами, и больше никому. Основной массе населения достаточно стандартизированного набора услуг, который им дают Макдональдс и «Пятёрочка», и то Макдональдс они ругают. Зато безопасно.
Сама же проблема, что нельзя сделать что-то своё, для большей части населения латентна.
Можно выйти на улицу и спросить прохожих, с чем у них ассоциируется малый бизнес.
- С ларьками.
- Да, причём чуть ли не половина скажет: с «хач-палатками».
- Продемонстрировав сразу и своё отношение к малому бизнесу, и свой культурный уровень, и кое-что ещё.
- Это уже другой вопрос. Но, прежде всего, это – отношение к малому бизнесу как таковому. И ты этих людей призываешь его защищать? Это так не работает.
А те, за кого они голосуют, не будут реально помогать малому, чтобы ларьки не расплодились, а их популярность у электората…
- С которой уже беда…
- Не упала бы ниже плинтуса. Формальную логику никто не отменял. Никто не станет лишний раз дёргаться самому себе во вред.
Беседовал Владимир Володин.