Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анонимный предприниматель. Королевство кривых зеркал.

Эта беседа начиналась как обычный разговор двух хорошо знающих друг друга людей. В какой-то момент стало понятно, что мнения, высказываемые одним из них, предпринимателем, вполне могут стать текстом интервью.

Человек согласился при выполнении двух непременных условий: нигде в тексте не будет никаких указаний на него и его предприятие, а сам текст будет дан ему на вычитку с возможностью правки.

Поскольку когда-то давно у нас уже появлялось интервью, данное на тех же условиях, пожелания интервьюируемого были приняты.

Разумеется, мысли, которые он высказывает, могут показаться спорными, но похожие мысли неоднократно высказывали и другие представители малого предпринимательства.

 

- Начнём сначала. Ты работаешь в бизнесе далеко не первый год, но раньше ни владельцем, ни совладельцем какого-то предприятия, фирмы и т.п. не был. И вот где-то с год назад решил: пора. Как ты начинал?

- Как появляется малый бизнес? Есть, конечно, случаи, когда человек, у которого есть лишние деньги, вкладывает их в создание маленькой фирмочки, которая в своё время начнёт приносить доход. И он может (средства позволяют) ждать. Но это – лишь случаи.

В основном же малый бизнес создают энтузиасты, которые собирают на его открытие отнюдь не лишние деньги, берут кредиты (а банки у нас малому бизнесу льготные кредиты не дают, и брать надо потребительские, с совсем другим процентом). Они находят друзей – единомышленников и работают денно и нощно.

- Ты говоришь, что банки не дают льготные кредиты малому бизнесу.

- Не дают. Ни льготные, ни какие другие. Вообще не дают.

- А ты слышал что-нибудь о госкорпорации по развитию малого и среднего предпринимательства?

- А что: там можно получить кредит рядовому человеку, собравшемуся открыть своё маленькое дело?

- Ты пытался иметь с ними дело?

- Да никто никогда не станет.

- Почему?

- Никакой простой человек не станет соваться в такие эмпиреи. Не знаю, но есть такое представление. И вообще, что значит госкорпорация по развитию малого и среднего предпринимательства?

- Это – Федеральный институт развития. Туда входят МСП банк, АСИ и, по-моему, кто-то ещё.

- И какое отношение всё это великолепие имеет к малому бизнесу? Ты представляешь, что надо предоставить банку, чтобы он дал кредит малому бизнесу?

Я в эту госкорпорацию не обращался, а вот получить кредит для открытия малого предприятия пытался. Банку надо предъявить бизнес-план. И то, как его там рассматривают, означает: ты никогда ничего не сделаешь и никогда ничего не получишь. Все бизнес-планы они делят на десять. Конечно, если ты предложишь какой-то совершенно очевидный вариант: я договорился с теми, что я буду возить от них товар, договорился с этими, что я буду им продавать, и те, и эти за меня ручаются, кредит тебе дадут. Но, если ты говоришь: я собираюсь сделать такое-то дело, что бы это ни было, кредит ты не получишь. Банки не хотят рисковать.

Если на рынке существует кто-то крупный, к которому ты прислонился, это надёжно: тебя практически за шкирку держат, и ты не упадёшь. И, естественно, кредиты получают такие фирмы.

А если ты сам по себе, то шансов нет. Или надо врать напропалую.

Повторюсь: банки не хотят рисковать.

- Это понятно.

- Какой процент малого бизнеса у нас выживает?

- Не слишком большой. Впрочем, отсев достаточно велик везде.

- Так во что будут вкладываться банки, которые должны поддерживать малый бизнес? В тех, кто всё согласовал, у кого схема примитивная, а маржинальность бешенная. И рисков практически никаких. Ни одно нормальное дело под эти условия не подходит.

- А что же подходит?

- Возможно, какие-то торговые схемы, где и поставщик, и покупатель уже схвачены намертво. Где фактически речь идет о прокладке между двумя крупными компаниями.

Малый бизнес у нас работает в нишевом рынке, а банки просто не понимают, что это такое.

- А что такое нишевой рынок в твоём понимании?

- Всё достаточно просто. Малому бизнесу на общем рынке делать нечего. Во всяком случае, здесь и сейчас. Его элементарно забьют крупные игроки, например, сети. Грубо говоря, маленькое кафе не сможет выжить, если рядом с ним условные «Кофемания» и «Шоколадница»: у сетей слишком большие возможности задавить небольшого независимого конкурента даже в честной конкурентной борьбе – ресурсы и возможности несопоставимы.

Это значит, что малому бизнесу нужно занять некую нишу, которая мала для крупной сети, но может прокормить конкретную небольшую группу людей.

 

О правоте моего собеседника в данном случае говорит умирание ярмарок выходного дня в Москве. Сетевые магазины борются за покупателей, устраивая постоянно так называемые «акции» со снижением цен на продукты. Малые предприниматели, торгующие на ярмарках, не могут снизить цены до уровня сетевых магазинов.

Люди с ярмарок ведут агитацию в ближайших супермаркетах: «Что это за помидоры? Они же пластмассовые! Вот на ярмарке помидоры…». Все прекрасно понимают их правоту, но разница в цене на помидоры в сетевом магазине и на ярмарке – минимум 40 рублей за килограмм. Примерно такая же разница в цене на яблоки.

В итоге на ярмарках, уже ужавшихся по площади, зияют пустые прилавки, куда на очередной выходной не приехали продавцы со своим товаром. А покупателей возле тех, кто торгует, крайне мало.

 

- Хорошо, банки не понимают. Но как создать этот самый нишевой малый бизнес? Вот ты говоришь, что его надо делать с помощью друзей.

- Да. Должна быть некая социальная группа, которая в тебе уже заинтересована. У тебя есть идея, план и группа друзей, которые готовы тебе помочь. Говоря на современном молодёжном жаргоне, тусовка. Ты начинаешь работать, и люди, составляющие эту тусовку, становятся твоими первыми клиентами. Потом они приводят к тебе своих знакомых, и кому-то из них тоже нравится то, что ты делаешь. Так ты обрастаешь постоянной клиентурой, которая тебя кормит. Она может на сколько-то расширяться, но - не намного, поскольку у тебя нет денег на рекламу, да и сам бизнес – малый.

- И это должны быть именно друзья?

- В различных диаспорах на эту роль подходят и родственники: их там много, и они вместе с друзьями могут составить необходимую тусовку.

- А откуда такая вера именно в тусовку? Почему посторонние люди не так надёжны, например, в качестве работников?

- Это – практика. Причём это одинаково для любого бизнеса. Просто в малом бизнесе риски больше. Грубо говоря, крупный бизнес может позволить себе обжигаться.

- Малый – нет?

- Конечно, нет: там чуть что – кранты.

Но я хочу вернуться к тому, что уже было сказано. Когда речь идёт о тусовке, то это не о персонале. В конце концов, многие малые предприниматели работают исключительно сами. Речь идёт о первоначальном спросе.

Привлечь первоначальный спрос на новое дело практически нереально. Когда ты открываешь маленький магазинчик, кафе, бар, что-то ещё, ты точно должен знать, кто туда придет сразу. Лучше – поимённо. И в немалом количестве. В противном случае твоё предприятие может закрыться сразу.

- В нашей беседе не под диктофон было сказано, что самыми опасными врагами малого бизнеса являются хозяева арендуемых помещений. Они могут, если получат некое заманчивое предложение со стороны, выкинуть арендатора на улицу чуть ли не в два счёта.

- Могут, если договор аренды составлен так, что дает такую возможность. А договоры составляются не всегда грамотно, особенно, если выбирать не из чего. Но если долго искать, выбирать и при этом сильно повезёт, то можно найти…

- По-моему, сейчас предложение на рынке аренды превышает спрос.

- Да, но от этого не легче: предложение превышает спрос, а цены от этого почему-то не падают. Для меня это загадка.

- Королевство кривых зеркал.

- Оно самое.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости