Оригинальный текст материала Вы можете прочитать на сайте Белорусского Телеграфного Агентства.
Не секрет, что благоприятная среда способствует быстрому развитию любых организмов. Также и в экономике - чем лучше созданы стартовые условия, тем успешнее и быстрее продвигаются проекты, строятся предприятия. Понятие "предпринимательская экосистема", объединившая экономический и биологический термины, становится особенно актуальным в последние годы. В мировом научном сообществе оно уже прочно вошло в обиход и постепенно завоевывает рынки постсоветских стран. О том, какое место в экономике нашей страны занимает предпринимательская экосистема, что она предусматривает и в каком направлении для ее дальнейшего развития предстоит двигаться, корреспонденту БЕЛТА рассказала доцент Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук Ирина Мальгина.
- Ирина Валерьевна, расскажите, что же такое предпринимательская экосистема и что явилось предпосылками для возникновения данного понятия?
- Предпринимательская экосистема - известное понятие в мировом научном и предпринимательском сообществах. По сути, это социально-экономическая среда, влияющая на местное и региональное предпринимательство. Если же брать историю развития экосистемы, то она берет начало в 90-х годах ХХ века с развития бизнес-экосистем. Джеймс Мур в 90-е годы XX века выдвинул понятие "бизнес - экосистема", которая состоит из отдельных элементов, растущих, умирающих и возвращающихся обратно к жизни. Таким образом, предприятие сравнивалось с биологической экосистемой. Но Джеймс Мур рассматривал только уровень предприятия. Позднее, в 2010 году, журнал Harvard Business Review опубликовал статью профессора Дэниела Айзенберга, описывающую среду, в которой предпринимательство стремится развиваться. Эта среда основывается на нескольких доменах: государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства, финансовый капитал, культура предпринимательства, техническая поддержка, человеческий капитал и рынки. Все эти шесть доменов являются основными и образуют предпринимательскую экосистему. От уровня ее развития зависит качество предпринимательства в стране. Кроме того, предпринимательская экосистема включает несколько экосистем: стартап-экосистема, венчурная экосистема, университетская экосистема и др.
- Как вы охарактеризуете развитие предпринимательской экосистемы в Беларуси? На каком этапе находится страна?
- Предпринимательская экосистема в Беларуси в настоящее время формируется. Уже много лет наблюдается тенденция количественного роста малого и среднего предпринимательства. К сожалению, к качественному росту мы пока не перешли. Все это свидетельствует о недостаточной развитости доменов предпринимательской экосистемы. В последние годы, конечно, определенные шаги в этом направлении осуществляются: создана вторая волна бизнес-ангелов, венчурных фондов, формируется университетская экосистема. В стране много лет уже действуют предпринимательские ассоциации и союзы.
Если подробнее остановиться на составляющих, то предлагаю начать с государственной политики. Она осуществляется в этом направлении еще с 80-х годов прошлого века, именно тогда началось развитие предпринимательства. В последние годы, что соответствует мировым тенденциям, политика в этом направлении активизируется. На одном из первых мест в Программе социально-экономического развития на 2016-2020 годы нашей страны стоит раскрепощение деловой инициативы и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса. Если посмотреть Государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, то там имеются мероприятия по формированию позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан.
Это уже касается следующего домена - культуры. К сожалению, культура предпринимательства у нас не очень развита. Она предполагает определенный социальный статус предпринимателя. Однако в тесной связи с социальным статусом предпринимателя состоит и его отношение к своей стране - желание работать на ее благо, для будущего своих детей, не терять свои корни, уважать традиции страны. Поэтому культура, к сожалению, немного отстает, на первое место часто выходит получение прибыли любым путем. Порой у предпринимателей встречается мнение, что государство им что-то должно. Но это не так. Обязанность государства - создавать условия для развития, благоприятный предпринимательский климат. При этом в свою очередь предприниматели могут создавать собственные ассоциации и отстаивать свои интересы. Целесообразно развивать культуру предпринимательства в части поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса, этических и нравственных качеств предпринимателей, норм и правил бизнес-поведения.
Что касается финансового капитала, то микрокредитование развито во всех банках страны. Как я уже упомянула, появилась вторая волна бизнес-ангелов. Первая была создана в 2010 году, тогда активно начало развиваться стартап-движение. Функционируют венчурные организации. Например, такой статус придан Белорусскому инновационному фонду. Созданы еще две венчурные организации: белорусско-китайская и белорусско-российская. Действует Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который был создан еще в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас ему придана функция гарантийного фонда: предприниматель может там получить финансовые средства по более низким процентным ставкам, чем в банках, а также получить гарантию перед банком.
Следует отметить в этой связи, что поддержка предпринимательства в Беларуси осуществляется через определенные структуры. Это бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, научно-технологические парки, центры трансфера технологий, союзы и ассоциации предпринимателей и др. Единственное, чего не хватает в этой системе на сегодняшний день, - акселераторов. Их главное отличие от бизнес-инкубатора заключается в том, что в инкубаторе предприятие может находиться до трех лет, акселератор с помощью менторов ускоряет развитие проекта и при хорошем финансировании оно занимает 3-6 месяцев. Возможно, такая ситуация связана с трудностями финансовой поддержки и качеством имеющихся в стране менторов.
Следующий домен - человеческий капитал. Он включает профессиональное академическое образование, специфические профессиональные тренинги - все это у нас развивается. Плюс сейчас Министерство образования реализует пилотную программу по формированию предпринимательских университетов. Туда входят, например, БГЭУ, БНТУ, Белорусско-российский университет, ГрГУ и др. Гродненский государственный университет - единственный региональный вуз, который входит в этот проект. Он предусматривает создание предпринимательского университета (или университета 3.0). Именно такой подход будет способствовать развитию человеческого капитала в части предпринимательства. Кроме того, вуз приступил к реализации концепции цифрового университета. В Беларуси также успешно работают бизнес-школы. В этой связи хотелось бы отметить необходимость разделения академического и бизнес-образования. Все-таки университет должен давать первое, а бизнес-школы в составе университетов и другие организации (например, самостоятельные бизнес-школы) - бизнес-образование. Однако, на мой взгляд, роль академического образования для развития предпринимательства нельзя преуменьшать, поскольку именно данный тип образования формирует всесторонне развитую личность, каким и должен быть предприниматель в полном смысле этого слова.
Шестой домен - это рынки, на которых наш бизнес работает, - белорусский, евразийский, европейский и т.д. Мы должны готовиться и готовить наших предпринимателей заходить на рынки Европейского союза при условии вступления в ВТО. Это будет серьезный шаг, поскольку появится гораздо больше возможностей для предприятий, но и возрастет конкуренция. Важно уже научить предприятия, как получить стандарты ЕС, помочь изучить международное законодательство. Нужно готовить отечественных предпринимателей к экспансии не только в ЕС, но и в Китай, страны дальней дуги.
- Как государство влияет и может помочь развитию этих доменов?
- Политика Беларуси в отношении рассмотренных доменов развивается в русле мировых тенденций. Существуют некоторые недостатки, в финансах, например. В частности, это зависит от объема финансовых средств, направляемых государством на поддержку предпринимательства. Однако если посмотреть направления выделения бюджетных средств на различные программы, то на поддержку предпринимательства выделяется примерно столько же, как и на другие направления.
Хорошим знаком стало придание статуса гарантийного фонда Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей. Иметь такую поддержку особенно важно на старте бизнеса. Дело в том, что банки могут сколько угодно упрощать процедуру получения кредитов, но все равно требуют залог. А когда нет имущества, нужно обращаться в гарантийный фонд, который и может на начальном этапе помочь развиться бизнесу.
Что касается инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, то она развивается согласно мировым тенденциям. С 1998 года, когда была реализована совместная программа с ПРООН, стали развиваться бизнес-инкубаторы. Несомненно, стоит отметить высокий уровень научно-технологических парков. Самый первый был создан в Могилеве в 1993 году. Недавно большой современный научно-технологический парк открылся в Гродно: он будет составляющей предпринимательского университета. В Минске работает городской технопарк, а также научно-технологический парк в составе БНТУ. Согласно мировому опыту, технопарки желательно развивать при университетах. Сейчас, например, Минский городской технопарк начинает сотрудничество с БГУ.
Хотела бы также обратить внимание, что развитие бизнес-образования в некоторых случаях должно поддерживаться государством на конкурсной основе. Во-первых, это связано с большой стоимостью такого обучения. Во-вторых, бизнес-школы должны обладать компетенциями, а преподаватели - иметь глубокие знания, подтвержденные сертификатами международного образца. Человеческий капитал также может развиваться через стартап-экосистему с менторами - известными предпринимателями, обладающими высокими компетенциями и готовыми делиться своими знаниями. При этом менторы должны не только найти проект и помочь с финансовыми ресурсами, но и сопровождать его, иной раз и на своих ошибках подвести к успешному решению. При этом формирование современного, адекватного слоя менторов является одной из проблем развития стартап-экосистемы.
- Какое место Беларусь занимает в мировой предпринимательской экосистеме? Обозначьте, пожалуйста, направления, на которые стоит обратить внимание, чтобы упрочить свои позиции в различных мировых рейтингах по оценке бизнес-климата в стране.
- Есть такой документ - Европейский акт о малом бизнесе. Там оцениваются страны по определенным принципам и направлениям. Последний отчет, касавшийся следования стран "Восточного партнерства" принципам акта "Индекс экономической политики в сфере малого и среднего бизнеса: страны "Восточного партнерства", был выпущен в 2016 году, и Беларусь, к сожалению, не смогла занять там по отдельным направлениям высокие места. Уверена, к моменту выхода следующего отчета наша страна займет гораздо более высокие позиции по всем направлениям. Например, что касается предпринимательских навыков - это создание предпринимательских университетов, бизнес-школ, школьных бизнес-компаний. В этом направлении ведется активная работа. Я убеждена, что предпринимательские навыки должны формироваться со школы, поэтому необходимо создавать школьные бизнес-компании, активизировать различные игры, связанные с формированием определенных навыков, поддерживать крафтовые навыки. Весьма важно проводить переподготовку. Причем это не обязательно должна быть бизнес-школа, переобучение можно проводить и в тех же профтехучилищах, чтобы люди свои навыки могли применить на практике.
Кроме того, существует Глобальный мониторинг предпринимательства, где также страны оцениваются по уровню развития предпринимательства. Глобальный мониторинг предпринимательства так же важен для страны, как и рейтинг Doing Business, поскольку зарубежные ученые весьма активно пользуются результатами мониторинга для оценки различных показателей стран и тенденций развития предпринимательства в них. Там анализируются, в частности, вынужденные и добровольные предприниматели. Вынужденные - это те, которые в силу определенных причин (увольнение, сокращение) стали предпринимателями, а добровольные - те, кто решил связать свою жизнь именно с предпринимательской деятельностью, у кого есть талант. И у нас в стране должен проводиться Глобальный мониторинг предпринимательства при участии заинтересованных сторон, результатами мониторинга должны владеть органы государственного управления, академическое сообщество, союзы и ассоциации предпринимателей при проведении консультаций по формированию направлений государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Что касается рейтинга Doing Business, то в нем мы занимаем, например, одно из первых мест по скорости и простоте регистрации. Однако, как показывает статистика, предпринимательского бума мы не видим. Отсюда следует, что дело, вероятно, не в упрощении процесса регистрации: чтобы заниматься бизнесом, должна быть склонность, образование, финансы, предпринимательский дух. Следовательно, целесообразно активизировать работу по стимулированию предпринимательского духа населения, поскольку это является основным для занятия предпринимательской деятельностью.
Конечно, нужно увеличивать финансовую поддержку предпринимателей, и не только с помощью банков и всевозможных фондов. Инструментами могут быть также местные инвестиции, финансовые средства программ международной технической помощи.
- Ирина Валерьевна, несколько раз в интервью шла речь о бизнес-ангелах. Расскажите об особенностях их работы на белорусском рынке и как не допустить утечки "мозгов" и перспективных стартапов за рубеж?
- К примеру, у человека есть идея. О ней сначала нужно заявить: на хакатоне, стартап-уикенде и т.д. Помимо менторов на этих мероприятиях бывают бизнес-ангелы. Их задача - инвестировать в проект на определенных условиях. Особенность работы в нашей стране заключается в том, что вторая волна бизнес-ангелов в основном не инвестирует сама, а направляет к инвестору или консультирует. Бывает, что они направляют стартап в иностранный фонд, создают венчурные фонды и другие виды организаций за рубежом. Сейчас в век современных технологий заявить о своей идее, оформить ее определенным образом и претендовать на финансирование в бизнес-инкубаторах и акселераторах разных стран не сложно, поскольку заявку можно отправить по электронной почте. Вы же понимаете, если бизнес-ангел советует обратиться за инвестированием в фонд, который размещен за пределами страны, то и развитие проекта будет осуществляться там.
Задача государства в данном случае состоит в том, чтобы взрастить стратап внутри страны, оказать помощь в экспансии на внешние рынки, а не чтобы к нам из Европы приходила наша же разработка и мы бы за это платили деньги. Надо, чтобы эти талантливые люди оставались здесь. Для этого бизнес-ангелам и другим участникам стартап-экосистемы целесообразно активнее сотрудничать между собой, обращаясь к более крупным и успешным предпринимателям как к менторам. Несомненно, ведущая роль в процессе консолидации усилий должна отводиться Министерству экономики и Государственному комитету по науке и технологиям. Самим же бизнес-ангелам желательно обладать собственным предпринимательским опытом. Помимо этого, необходимо создавать выгодные условия, усиливать финансовую поддержку, обучать молодежь защите интеллектуальной собственности, инициировать программы международной технической помощи, возможно, в части создания акселераторов. Касательно венчурной экосистемы хотелось бы отметить, что желательно, чтобы ее развитием занимались профессионалы, а не любители в рамках программ международной технической помощи. Это приводит к тому, что деньги международной технической помощи расходуются на мероприятия, которые, по сути, не приносят пользы развитию венчурной экосистемы и осуществляются не на должном уровне.
Определенная сложность состоит в оценке перспективности идеи. Если выделена определенная сумма под эту идею, то встает вопрос: что будет с деньгами, кто будет за них отвечать? В этой связи нужно признавать право предпринимателя на риск. Целесообразно создание определенных компетентных "миксовых" комиссий из ученых различной направленности, которые совместно с успешными бизнесменами, зарубежными экспертами смогли бы оценить перспективность идеи для перехода страны на V и VI технологические уклады. Далее работа предстоит еще более серьезная - доведение до опытного образца. Например, для этого в некоторых технопарках созданы лаборатории прототипирования. И далее - как налаживать производство. Вот эти вопросы надо решать.
В целом можно констатировать, что предпринимательская экосистема Беларуси развивается согласно мировым тенденциям. Естественно, как и в любой стране мира, существуют определенные особенности и узкие места ее развития, которые мы совместно должны выявлять и определять перспективы развития отечественного предпринимательства на основе новой генерации предпринимательского сообщества.
Елена СОЛОНЕНКО