Осталась неделя до окончания публичного обсуждения законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[1].
Напомню, Минэкономразвития разработало законопроект, который заменит действующий Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и предусматривает комплексное реформирование контрольно-надзорной деятельности. Нововведения предусматривают, в том числе:
- развитие риск-ориентированного подхода к проверке[2];
- широкий ассортимент профилактических мероприятий вместо проверок[3];
- личный кабинет для подачи документов в электронном виде[4];
- стимулирование добросовестности проверяемых лиц[5];
- ведение реестра видов контроля (надзора)[6];
- запрет на использование «палочной системы» при установлении «KPI» органов госконтроля (надзора)[7].
В частности, полноценный перевод контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход, который позволит снизить нагрузку хозяйствующих субъектов, чья деятельности не сопряжена с риском причинения вреда. В отношении таких лиц обоснованность существующей практики проведения плановых проверок вызывает сомнения, когда и оснований для проверки нет, но планы выполнять как-то надо.
В целом в законопроекте довольно много положительных моментов. Но поможет ли это повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и снизить избыточное административное давление на хозяйствующих субъектов?
Остановимся на некоторых аспектах реформирования контрольно-надзорной деятельности в законопроекте.
1. Из предмета государственного контроля (надзора), муниципального контроля выведена оценка соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами (далее – НПА), вступившими в силу до 01.01.2021. Данное требование вводится в развитие «регуляторной гильотины» в соответствии поручением Президента Российской Федерации[8].
В настоящее время во исполнение данного поручения подготовлены дорожная карта по реализации механизма «регуляторной гильотины»[9] и перечни НПА, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю и при осуществлении государственного надзора.
Вместе с тем, на практике пересмотр всех НПА объективно не может произойти одномоментно, а единовременное исключение требований всех действующих НПА из предмета государственного контроля (надзора) может парализовать работу контрольно-надзорных органов.
В целях недопущения такого коллапса в их работе целесообразно увязать положения законопроекта с датой выдачи поручения (27.02.2019) и предусмотреть исключение для НПА, требования которых уже были актуализированы «с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития».
2. В нарушение пункта 3 статьи 15 Конституции РФ пунктом 2 статьи 19 законопроектом предлагается наделить юридической силой обязательных требований условия, ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные документами, не являющимися НПА (в частности, документами по стандартизации, локальными актами организаций).
То есть контролируемые лица должны соблюдать требования не только НПА, но и не прошедших официальное опубликование ненормативных документов, о своем ненадлежащем исполнении которых они возможно узнают только в процессе контрольно-надзорных мероприятий.
3. Кроме того, государственные внебюджетные фонды, организации наделяются полномочиями по осуществлению видов государственного контроля (надзора), за исключением контрольно-надзорных мероприятий: инспекционного визита и проверки[10].
То есть участвовать в том же рейде в целях оценки соблюдения «обязательных требований», неустановленных в НПА, смогут не только органы государственной власти, но и подведомственные им организации, наделенные по сути статусом инспектора. Как это соотносится с требованиями того же законопроекта о проведении рейда только в соответствии с приказом (распоряжением) контрольно-надзорного органа[11], которому они напрямую не подчиняются, неясно.
Кроме того, такой подход к наделению хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти противоречит требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», которой прямо установлен запрет на такие действия.
4. Отдельно необходимо отметить нововведение законопроекта, благодаря которому «решение о прекращении исполнения решения» может быть принято по результатам достигнутых договоренностей между инспектором и проверенным им лицом. Это становится возможным благодаря статье 133 законопроекта, которая наделяет должностных лиц контрольно-надзорного органа широким спектром полномочий, включая рассмотрение вопроса о прекращении исполнения решения[12]. Причем такое решение может приниматься непосредственно по ходатайству контролируемого лица.
Это нововведение (особенно во взаимосвязи с предыдущими) безусловно окажет влияние на текущий уровень коррупции в системе контрольно-надзорных органов.
Вот такая реформа контрольно-надзорной деятельности нас ожидает.
[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=91298
[2] Глава 6 законопроекта «Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)» вместо статьи 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
[3] Статья 56. законопроекта «Виды профилактических мероприятий».
[4] Пункт 4 статьи 26 законопроекта.
[5] Статья 60 законопроекта «Меры стимулирования добросовестности».
[6] В соответствии с пунктом 4 статьи 1 законопроекта информация о видах контроля и осуществляющих их контрольно-надзорных органах подлежит внесению в реестр видов федерального контроля (надзора), регионального контроля (надзора), муниципального контроля.
[7] Пункт 4 статьи 15 законопроекта.
[8]Поручение Президента Российской Федерации от 27.02.2019 № Пр-294
(http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898).
[9] Утверждена Председателем Правительства Российской Федерации от 29.05.2019 № 4714п-П36.
[10] Пункт 2 статьи 34 законопроекта.
[11] Пункт 5 статьи 89 законопроекта.
[12] «1. Должностным лицом контрольно-надзорного органа, вынесшим решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решения:
…
4) о прекращении исполнения решения.
2. Вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, рассматриваются должностным лицом контрольно-надзорного органа, вынесшим решение, по ходатайству контролируемого лица…»