Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН, соавтор экономической программы «Стратегия Роста». Правила осмысленного предпринимательского поведения. Часть третья.

Это – завершающая часть нашей беседы с Яковом Миркиным. Напомню: вопросы, задаваемые Якову Моисеевичу, основаны на выдержках из его книги «Правила бессмысленного финансового поведения».

 

- Яков Моисеевич, Вы пишете о рисках, сопровождающих жизнь каждого:

«Управлять своими рисками. Четыре «нельзя»
Первое. Мы часто ищем заговоров, тайных умыслов, политик, втихую направленных против нас. 
Если бы мы их нашли, нам стало бы легче. Вина была бы снята с нас самих и перенесена на внешние силы. Идиотизм бытия, наши потери – это не мы.
Но этого делать нельзя.
Лучше самим управлять своими рисками. 
Конечно, в той мере, в какой риски позволяют сделать это. Иногда мы в самом деле не виноваты.
Нет, виноваты. Хотя бы тем, что вовремя не смылись.

Второе. Нельзя не понимать, какие риски перед тобой. Даже назвать их – полезно.
Нельзя их не считать.
Нельзя не пытаться оценить, что с ними произойдет в будущем. То, что называется прогноз.
Нельзя не ставить лимиты на риски – четкие, ясные. Что можно делать, что нельзя.
Нельзя нарушать лимиты рисков. Дисциплина – прежде всего.

Третье. Мы отстаем от событий. 
Человеку, у которого всё, в принципе, хорошо и он сыт и удачен, не верится в то, что нормальное течение жизни может быть заменено чем-то «сероводородным».

…Нам нельзя терять чувства рисков.

Четвертое. Мы в общем-то инерционны. 
Мы опаздываем, когда начинается поворот к лучшему, потому что не верим в него. 
И, наоборот, опаздываем, когда нужно убегать сломя голову, потому что тяжело перестроиться от сытости к голоду и бегу.
Нельзя опаздывать, когда управляешь рисками».

Вопрос предельно прост: как выполнять эти правила, если риски появляются внезапно и если они плохо прогнозируемы? Каждый предприниматель постоянно ждёт от государства новых подвохов, но власти, действующей по правилу, сформулированному М.Е. Салтыковым-Щедриным, когда ей удаётся постоянно держать граждан в состоянии нескончаемого изумления.

 

- Начнем с метафоры. Собираясь в горы на неделю, вы понимаете, что идете не на легкую прогулку и экипируетесь, соответственно. Занимаясь бизнесом у нас дома, вы тоже понимаете, что впереди – не молочная река с кисельными берегами, и не масса сочувствующих, которые будут похлопывать вас по плечу, а длинный изматывающий марафон, в котором то в яму провалитесь, то дерево свалится, то под камнепад попадете. Но игра, азарт и то, что на выходе, стоят свеч. Просто так устроена жизнь в «развивающейся экономике». Значит, и экипировка соответствующая.

1) Резервы (еда и питье по стандартам высокогорья)

2) Лимиты на долги и на другие риски (не перегруз на дистанции)

3) Средства защиты от комарья и прочих гадов (связи, высокое качество юристов, бухгалтеров, аудиторов, технологов и т.п.),

4) Средства срочной эвакуации (без комментариев),

5) Быть в группе (личных ресурсов может не хватить, если бизнес мелкий и средний),

6) Линии коммуникации к спасателям (кем бы они ни были),

7) Тренинг, проводник (в горах нет жизни на авось)

8) Терпение, ясность ума, мужество, настойчивость, гибкость максимальная, хорошая «дыхалка», никого не бросать.

За это всё получим горы или российский бизнес – с их экстремальным опытом и возможностью сказать себе: я это сделал. Всем любителям острых ощущений – рекомендуется наш отечественный бизнес, получите по полной, рано или поздно.

И еще – если делаете все по правилам, на дистанции можете двигаться медленнее. Бизнес не будет развиваться со скоростью света. Есть много тех, кто нахальнее и задиристее. Но ваша выживаемость – выше. Решайте сами. Иные могут жить, только уходя в горы в легких тапочках, а иным и всего альпинистского снаряжения будет маловато.

Если вы - тот, кто хотел бы сделать всех по-быстрому, - живите, как хотите. Все эти рассуждения об альпинизме бессмысленны. С собой не справиться. Но хотя бы не будьте совсем иррациональны, сознавайте свои риски, как любитель быстрой езды.

 

Следующий вопрос намертво привязан к предыдущему. Вы пишете:

"С кем быть нельзя. Никак
Любой бизнес – полное отражение его собственников и управляющих. Их желаний, характеров, искусства меняться и расти – или тихо умирать на рынке, принимая все риски.

Семья – точно так же.

Бывает, что бизнес обречен изначально – даже если он сначала поймал высокую волну. Просто потому, что тот, кто рулит, заведомо делает ошибки. Или создает косые конструкции – со всеми изъянами в людях и технологиях.

Или даже он / она – отличный человек, но удивительно умеет портить со всеми отношения. Именно тогда, когда это ненужно. Или даже смертельно опасно.

Но и семья – точно так.

Ну, не едет эта машина. Да, дышит, вроде бы объезжает ухабы, но заранее обречена. Из-за спины водителя всё видно, ты кричишь ему – не туда, не так, но он едет, как может, и именно по той дорожке, куда ехать нельзя.

Он – такой, он так рожден, всё в нем – только так. Вся его конструкция, как человека – только такая.

И лучше бы из этой машины выбраться. Лучше вовремя. Потому что заранее известно, что тот, кто за рулем, поймает все виды рисков.

Особенно операционных – ошибок, технологий, обработки данных, юридических, криминала. Внезапных неприятностей.
Он даже не притягивает их – он сам создает. Неустанно, вплоть до самых критических.

Нельзя выбраться? Семья?

Хотя бы повернуть ее туда, где преимуществ – больше, а рисков – меньше.

Хотя бы попробовать. 
Еще раз и еще. 
Вдруг получится".

Яков Моисеевич, Вы не задаёте в данном случае один важный прямой вопрос (хотя, рассказывая в другом месте книги историю Сергея Дервиза, как бы даёте ответ на него). Так что этот вопрос задам я. Я знаю немало предпринимателей, не крупных, покупающих за границей виллы, заводы и футбольные команды, а именно малых, покинувших Россию и обосновавшихся на Западе, в самом широком смысле этого понятия. От Канады до Австралии.

Что делать тем, кто ещё борется за существование своё и своего бизнеса здесь? Продолжать бороться или бежать прочь от наших сказочных властей?

- Все – очень разные. Кто-то легок на подъем, махнет рукой и скажет: «Ну вас!». Другой: «Здесь моя Родина, это вы уходите, а я буду – дома». У третьего – вся семья ни с места, он не знает, чем там будет заниматься, родители больны и их нельзя оставить. Четвертый – никак не может оторваться от энергии и приключений Москвы. Сколько людей, столько и обстоятельств, тем более, что у всех – разные чувства риска.

Но общий тренд понятен. Чем больше вертикалей в России, чем тяжелее поступь государства, чем больше оно находится в конфронтации с внешним миром и старается закрыться, тем больше желающих уйти, забыться, переменить страну, убрать активы. Никто не хочет жить во фрунт, под тяжелым, всевидящим взглядом.

Но, повторюсь, каждый решает сам за себя. На поверхности - истории успеха (те же Дервизы), но мы знаем, что были не только они. Универсальных примеров нет, есть чужие жизни, и есть наша жизнь, которая толкает нас то в одну сторону, то в другую. Есть люди быстрые, есть совсем замедленные, есть те, кто никогда не сможет оторваться, и есть те, кто перекати – поле, с неприятием нынешней российской реальности, с великой энергией отторжения.

Когда-нибудь станет ясно, кто был прав, а кто – глубоко ошибался. Кто досрочно вышел игры, а кто остался в ней – и выиграл или отчаянно проиграл. Главное, понимать, что мы живем в большой «латиноамериканской» экономике, и впереди – большие приключения. Какие? Читайте Маркеса.

 

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости